Вот почему время диктует необходимость дать каждому рабочему, специалисту и служащему прочные знания экономики, научить их грамотно и умело вести хозяйство, беречь и умножать общественное богатство. Свой вклад в решение этой задачи должны внести и кинематографисты. В Постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» есть строки, непосредственно обращенные к ним, — создавать научно-популярные, учебные кинофильмы о достижениях науки, техники и передового опыта.

В основу плана развития материального производства в девятой пятилетке положены решения XXIV съезда КПСС об ускорении научно-технического прогресса. За пятилетие предстоит создать около 25 тысяч и освоить производство свыше 14 тысяч новых машин, механизмов, аппаратов, приборов. Курс взят на конструирование машин и агрегатов большой единичной мощности, которые экономичнее и высокопроизводительнее. А для отдельных производств машиностроение переходит к выпуску систем машин для комплексного технического перевооружения. Широко должны осваиваться новые высокоэффективные материалы, прогрессивные технологические процессы — непрерывные, одностадийные. Они снижают материальные и трудовые затраты, позволяют лучше использовать сырье.

Средствами кино можно ярко, образно раскрыть положительный опыт, показать главные направления технического прогресса. Новый станок в действии, его преимущества перед старым — разве это не объект внимания кинокамеры? Разве это не тема для кинопублицистики? Оттолкнувшись от простого примера, кинопублицист в состоянии проникнуть в любые глубины экономики, разрешить самые парадоксальные явления. А их в экономике немало.

Кажется, стоит ли агитировать хозяйственника за новую технику, призывать его внедрять лучшие научные открытия в производство? Вроде бы не стоит. Так же, как призывать его дышать. А на практике получается иначе: некоторые разработки ученых, сулящие миллионные выгоды, не находят применения. Иные предприятия годами выпускают продукцию и не думают ее обновлять. В чем причина? Где корень зла?

Проще всего, конечно, упрекнуть руководителей предприятий, медленно внедряющих новшества, в консерватизме. Не будем сбрасывать со счета этот фактор. Не будем отмахиваться и от такого аргумента: мешают психологические барьеры. Тоже реально. Но о моральной стороне дела мы еще поговорим. А сейчас — об экономической.

В практике нередко встречаются факты: предприятия, серьезно обновляющие номенклатуру изделий, первыми создающие прогрессивную технику, оказываются в невыигрышном положении перед теми, кто работает в старом ключе.

Особые требования предъявляются к производству товаров для народа. Торгующие организации могут отказываться принимать продукцию низкого качества. Им дано такое право. Пусть же они им пользуются смелее!
Словом, предприятия поставлены в жесткие условия. Значит ли это, что теперь широким потоком потечет только новая, высококачественная продукция? Увы, желание протолкнуть старое изделие, вышедшую из моды вещь у изготовителей еще живуче.

Кому бороться с таким явлением? Всем. В том числе и кинематографистам. Почему бы им не внести свой вклад в разработку стандартов качества и объективной оценки продукции? Почему бы не высветить средствами кино слабые стороны стимулирования научно-технического прогресса, показать лучший опыт в действии? Об этом и рассказывает фильм «Экономика, управление, человек».

Действительно, этот фильм задуман широко, полновесно, многопланово. Его авторы — сценаристы В. Кузнецов, И. Стависский, режиссер И. Стависский, научный консультант А. Бирман, оператор М. Мамедов — поставили перед зрителем вопросы и проблемы во всей их сложности, многогранности, злободневности и с таким расчетом, чтобы в итоге просмотра картины у него невольно напрашивался вывод — решать эти проблемы предстоит ему самому, притом в ближайшее время. fx-commodities.ru

Открытая православная энциклопедия