Прием грузов на транспорты производился главным образом в порту Ньюпор. Тоннаж занятых под грузовыми перевозками судов достиг к октябрю — ноябрю 1918 г. 2300000 т. Этими судами было доставлено во Францию в течение 16 месяцев 8000000 т различных грузов.


Первоначально кругооборот транспортных судов занимал 45—55 и даже 67 дней. Начиная с февраля 1918 г. срок снизился до 40 дней, а затем до 38—33 дней; эта норма оставалась до окончания войны. Продолжительность перевозки в один конец при этом колебалась между 10—15 сутками в зависимости от погоды и быстроходности парохода.


Для охраны перевозок применялась система военно-морских конвоев. Транспортные суда, перевозившие войска и грузы, соединялись в группы по 4—8—12 и даже 14—15 судов. Предельный состав группы был определен в 25 судов. В каждую группу включались суда с одинаковой скоростью хода. Таких групп было образовано 87. Из них 6 групп являлись специальными быстроходными группами, включавшими пароходы со скоростью более 15,5 узла, и 14 групп повышенной быстроходности. Транспортные суда строились в кильватерные колонны по 2—4 судна в колонне на расстоянии 500 м друг от друга и 800 м между колоннами. По бокам такой группы двигались тральщики и миноносцы, держась в 1000—1500 м от крайних колонн. Впереди шел крейсер или миноносцы. Один миноносец двигался в 600 м за хвостом колонн. При приближении к «опасной зоне» вблизи европейского берега на судах поднимались привязанные шары с наблюдателями с целью обнаружения неприятельских подводных лодок. Во время перехода через «опасную зону» весь конвой двигался не прямолинейно, а зигзагами для затруднения торпедирования входивших в его состав судов. Таким было «охранение открытого моря». Размер конвоя определялся количеством транспортов и ценностью перевозимого груза.


Путь движения через океан был избран вне обычных путей торгового движения и намечен в виде двух зон по 200 миль ширины каждая. Первая (северная) пролегала между 49-й и 52-й параллелями и предназначалась главным образом для грузовых транспортов. Вторая (южная) находилась между 45-й и 49-й параллелями и должна была обслужить движение транспортов с войсками. За меридианом Азорских островов начиналась «опасная зона». В районе этих островов, базируясь на Понта-Дельгадо, на о. Сан-Мигуель, нес дежурство дивизион миноносцев. Между меридианами 15—20°, в местах, точно определенных по географическим координатам, к конвою присоединялись суда «специального охранения», несшие службу «в опасной зоне» и хорошо знавшие особенности подхода к соответствующим портам.


Прибрежная полоса, кроме того, охранялась дивизионами тральщиков, контролировавших подступы к находившимся на западном побережье Франции портам. Районы этих портов непрерывно наблюдались сводными отрядами так называемого «москитного флота», в состав которого входили противолодочные моторные катера и миноносцы. Возвращавшиеся обратным рейсом транспорты встречались у берегов Америки охранением, состоявшим из сторожевых судов, тралеров и дрифтеров {малые тралеры). Эти суда несли службу охранения в пределах 100 миль от берега.


Указанная система охранения обеспечила переброску американской армии с минимальными потерями. Эти потери составили за все время 747 человек. Тоннаж потопленных германскими подводными лодками судов составил около 150000 т водоизмещения, что не превышает 5% от общего тоннажа, занятого под перевозками. Жалюзи в Кишинёве

Открытая православная энциклопедия