31 августа 1596 года царь Федор Иоаннович подписал грамоту о разрешении бухарским и ногайским купцам вести беспошлинную торговлю и жить в Тюмени. Так появилась Бухарская слобода.

Первый бухарский торговый караван прибыл в Тюмень осенью 1595 года. Об этом событии царю написал тюменский воевода Григорий Долгорукий и получает ответ: пошлин с гостей не взымать. Бухарские купцы обрадовались, и в Сибирь потянулись восточные караваны с тканями, тигриными шкурами, изюмом, урюком, орехами и пряностями. Из Сибири везли холсты, воск, рыбу, меха. Тюменский край стал сильным игроком российского рынка.

Связи с Востоком развивались так успешно, что приезжавшие купцы решались навсегда оставаться в Сибири: ведь переселившиеся в Сибирь освобождались от «тягла» и оброка, не несли ямские повинности и имели право свободно передвигаться до Архангельска и Астрахани. Восточные купцы, осевшие в Сибири, создали на левом берегу Туры собственное поселение — Бухарскую слободу. Бухарцами в Сибири называли всех жителей слободы, независимо от их национальности — узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, казахов, уйгуров, персов, афганцев.

Караванная торговля с городами Средней Азии продолжалась до середины XVIII века. И если к началу XVIII века здесь насчитывалось всего полсотни дворов, то со временем она расширилась. Образовались новые поселения (юрты) — Ембаевские, Тураевские, Казаровские. В первой трети XVII века под Тюменью сформировалось еще одно поселение — Кожевенная слобода, которая со временем объединилась с Бухарской. Эта территория стала называться Заречье.

Источники:
Тюменская область сегодня

В этот день:

31 августа (по другим сведениям 2 июня) 1929 года началось движение автобусов по городу. Первый автобус был смонтирован на базе грузовика. Маршрут № 1 проходил от речной пристани до Дома Советов, который располагался в здании современной архитектурно-строительной академии (вошла в состав Тюменского индустриального университета). Настоящие заводские автобусы ГАЗ появились в Тюмени позднее (по разным сведениям в 1934, 1937 или 1939 году).

Источники: Вся Тюмень; Лев Боярский «История тюменского автобуса»