Первые научные эксперименты начались еще в четвертом классе. Отчего так?
— Все лето я выращивал на даче в бочке с водой комаров из личинок. Меня заинтересовали крошечные червячки в воде — я прочитал энциклопедию, а потом стал наблюдать, как и откуда они берутся и что потом получается. Процесс оказался увлекательный! Выяснил, что самка комара прилетает к моей бочке, откладывает яйца, из них образуются личинки, а потом куколки. Затем куколка поднимается к самой поверхности воды, раскрывается и из нее появляется комар. Несколько минут он сидит на краю оболочки своей куколки и сушит крылышки, прежде чем улететь. Вот на этапе сушки я и ловил взрослых особей, помещал в баночку со спиртом и потом рассматривал под микроскопом. Сделал свои выводы и написал доклад, который представил на Ломоносовских чтениях в своей гимназии № 16.
На этом комариная история закончилась и началась эпопея с клещами?
— Опять же случайно я прочитал в энциклопедии о клещах и понял, насколько эти паукообразные опасны. Захотелось изучить их более детально. В течение следующих пяти лет каждый сезон (привитый и экипированный!) я собирал клещей волокушей, а также с собак и с небольших участков лесной подстилки. Спиртовал, заливал канадским бальзамом и изучал под микроскопом.
Помимо того, что для себя узнал про них много нового, я сделал большое количество макропрепаратов и выпустил видеоролик о профилактике клещевых инфекций. Ролик внедрили в уроки биологии и ОБЖ в нашей гимназии № 16, на кафедрах в медицинском университете. Демонстрировали ролик и в санатории «Тараскуль». Мне всегда хотелось, чтобы от моей работы была польза. Кстати, я до сих пор транслирую этот ролик на летних Губернаторских профильных сменах для талантливых детей.
Как родители относились к вашим изысканиям с комарами и клещами?
— Мне очень повезло — мне никогда не мешали, не тормозили в моих увлечениях. Мама — по профессии стоматолог, папа — военнослужащий, они всегда с пониманием и интересом относились к моим занятиям. Это мои первые слушатели и зрители. В третьем классе, натренированный на своих родителях, я увлекательно рассказал в школе о стрекозах. И меня тогда первый раз отправили на Ломоносовские чтения. Выступил на них с удовольствием. Не ради награды, это вторично, просто потому, что самому было интересно.
А в школу вы пошли рано?
— Напротив — в 8 лет. У меня день рождения в сентябре. Только начал учиться и исполнилось восемь. А предыдущий год ходил на подготовительные занятия и закалялся. Все первоклассники, как правило, часто болеют. Я не болел ни разу. А вот из 9 класса сразу перешел в одиннадцатый и последний школьный год занимался дома. Наш класс к этому моменту практически перестал существовать — большая часть ушла после девятого, остальных перемешали с другими десятиклассниками.
Первое ваше изобретение было связано с будущей профессией врача? Кто вас сподвиг на это?
— И первое — оно же самое любимое — и все последующие изобретения тоже из медицинской области. Мой учитель по изобретательству — профессор Николай Яковлевич Прокофьев, бывший врач-травматолог. Он убеждал меня заниматься изобретениями. К нему-то я и пришел со своей идеей — устройством для сопоставления и зашивания краев кожной раны. Он объяснил мне, как проводить патентный поиск и как описать свое устройство.
Сейчас у меня более 120 патентов на разные изобретения. В Областной клинической больнице № 2 используют мое устройство для ушивания внутреннего пахового кольца, благодаря чему ребенка можно выписать домой уже на второй день после операции. На сегодня с помощью этого устройства прооперировано более тысячи человек и результаты только положительные. А вот при более традиционном методе не исключены не только осложнения, но и в некоторых случаях даже может грозить бесплодие. Не говоря о том, что реабилитация проходит гораздо дольше.
Изобретения приносят вам доход?
— Нет — это мой вклад в медицину. Я вижу на каком-то этапе, что можно улучшить, думаю как это сделать и делаю на собственные деньги. Так, устройство при ушивании пахового кольца родилось тогда, когда я предполагал заниматься только педиатрией, тогда же примерно появилась шапочка для новорожденных — для удобства установления датчиков мониторирующих приборов в отделении перинатальной патологии новорожденных.
Почему ушли из педиатрии, о которой мечтали с двухлетнего возраста?
— С пятого курса меня стала привлекать кардиология. Уже в ординатуре изобрел устройство для фиксации хладоэлемента в подключичной области после операций по установке кардиостимуляторов. Как только родилась мысль — взял эластичные бинты и сел за швейную машинку. Примерил конструкцию на себе. Потом, с разрешения пациентов, опробовал на них устройство и увидел, что все удобно, а гематома при применении изобретения после операции не появляется. В настоящее время стоит вопрос о реализации этого проекта в медицинской отрасли.
Сейчас чем занимаетесь?
— Учусь в очной аспирантуре на кафедре кардиологии и кардиохирургии Тюменского медицинского университета. Набираю материал и делаю обсчеты для диссертации. Мне надо логически завершить учебу, не люблю распыляться.
Нет в планах перебраться куда-нибудь в столицу?
— А зачем? Если бы я не был патриотом своего города и своей профессии, то вовсе бы не изобретал ничего. Не вижу никакого смысла уезжать, уверен, что в Тюмени есть все возможности и для изобретений, и для их внедрения. Мне кажется, что я реализуюсь здесь сполна. А бросить конфетти и скрыться в тумане — совершенно не про меня.
Его опыт эксперта в судебной медицине может лечь в основу увлекательного детектива. Или романа, полного романтики и приключений....