Заслуженный учитель России
«Наша Мама Оля», — так ее часто называют близкие, друзья и ученики, которые даже после окончания школы остаются для нее детьми. «У меня очень счастливая жизнь!» — не устает повторять Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы средней школы № 68, Заслуженный учитель Российской Федерации, проработавший в школе 42 года.

Кем мечтали стать в детстве?

В пять лет мечтала быть военным человеком. У моего папы, когда он строил аэропорт в городе Гурьев, работала женщина, которая всегда ходила в кителе. И когда она бывала у нас, я надевала этот китель. Помню, мне очень нравился этот наряд. Решение стать учителем я приняла, когда встретила Олимпиаду Никитичну — хоть она была второй по счету учительницей, все-таки я считаю ее первой в своей жизни. В то время мой папа строил дорогу Челябинск-Уфа, наша семья переехала в Челябинскую область. Добираться до школы было нелегко: мама поднимала меня с постели в пять утра и сажала на шестичасовую электричку (сколько же раз я просыпала свою станцию на этой электричке!), а потом надо было еще идти пешком до школы. И вот однажды зимой Олимпиада Никитична предложила маме, чтобы я пожила у нее, пока стоят морозы. Мама согласилась. Я хорошо помню, как Олимпиада Никитична укладывала меня спать, а сама садилась за стол под лампу с зеленым абажуром — проверять наши тетради. Я запомнила эту картинку на всю жизнь.

После университета пошла на практику в 14-ю школу, в одну из лучших школ города. Там работали зубры педагогики: Тамара Павловна Мануйлова, Марианна Кирилловна Отрадных... Мной руководили первоклассные учителя, они дали мне шанс в полной мере почувствовать вкус настоящей работы.

Вы — учитель «старой закалки». Применяете в работе новые образовательные технологии?

Технологии, стандарт — эти понятия больше связаны с болванками, с производством. За формальным подходом уходит главное — качество образования. Я не принимаю технологий в педагогике. Кроме информационных, конечно. Я принимаю только один процесс — обучение и воспитание как единое целое. Считаю, что в основе нашей профессии лежит любовь. Это и есть основная технология. В воспитании огромное значение имеет собственный пример учителя или родителей. Нельзя говорить одно, а думать и делать другое, мы ставим ребенка в ситуацию разрыва. И не надо читать им лекции и проводить беседы! Как-то весной мои шестиклашки спрашивают: «А почему сегодня в школе так грязно?» «Наверное, — отвечаю им, — плохо обувь сменную ученики переодевают». А на перемене беру швабру и начинаю протирать пол. Смотрю: девочки тоже взяли тряпки и пошли протирать пыль. Ну и к вопросу об информационных технологиях. Использование в школе в обучении и воспитании информационных технологий, чтобы интересно открывать детям мир, — это требование сегодняшнего времени. Электронные журналы и смс, благодаря которым родители узнают об успеваемости своих детей, — замечательно, но при этом нельзя забывать, что общение с глазу на глаз учителя, родителя и ребенка эффективнее всех современных технологий.

То есть времена меняются, но главные методы учительства остаются прежними, потому что дети одинаковы во все времена?

Про детей и времена — я раньше тоже так думала. Но теперь говорю иначе: современные дети — другие, они выросли в других условиях, они по-другому смотрят на мир. И чтобы открыть для них что-то новое, нужна такая подготовка! Но если у тебя в классе 30-35 человек, такая задача не под силу учителю. За бумагами часто мы детей не видим. Надо уметь расставлять приоритеты. Думать. Школа для чего существует? Для ученика! Для чего я иду в школу? Чтобы быть с ребенком рядом, открывать для него что-то новое. Поэтому, например, на уроках литературы я не требую запомнить все произведение, иногда предлагаю детям назвать два слова после прочтения того или иного автора: одно слово, запавшее в душе, второе — оставшееся в голове. Может быть, потом спустя много лет вспомнят слова, о чем мы говорили, и автора, и героев, и название книги.

Профессиональная компетенция педагога — дело регионального значения?

Именно так. Кстати, наш регион внес огромный вклад в развитие этого понятия. В России только сейчас начали об этом говорить, а мы знакомы с этой темой уже 12 лет. Тюменская область всегда на два-три шага впереди других регионов, в том числе в системе образования: мы одними из первых берем на вооружение новинки, завязываем сотрудничество с ведущими исследователями. Пробуем новые приемы обучения и воспитания. В школе 68 мы давно работаем над созданием интеллектуально-творческих игр, позволяющих развивать не только интеллектуальное поле учащихся, но и формировать ценностное отношение к миру, человеку, прекрасному, а значит, помогать строить душу.

У вас есть школы мечты?

Я мечтаю, чтобы ребенок ходил в школу с великим удовольствием. Чтобы ни ему, ни учителю не хотелось уходить домой. В 27-й школе я работала 10 лет, из них пять лет мне не хотелось вечерами уходить домой. В 26 кабинете у меня всегда горел свет, я закрывала двери в 8 или 9 часов вечера. В 68-й школе мои окна были хорошим ориентиром для детей и родителей: если горит свет, значит, я на месте и дети со мной. В 14-й школе мамы приходили за детьми: поздний вечер, а ребята еще в школе! Понимаете: детям, особенно в старшем возрасте, необходимо, общение. С ними надо читать, говорить, смотреть фильмы, обсуждать их. В последнее время так много говорят о необходимости культивировать в детях стремление к успеху. А я хочу сказать другое: дети должны быть счастливыми! Люди должны быть счастливыми — от каждого мгновения жизни!

Кто повлиял на формирование вашего мировоззрения и характера?

Я училась в нашем университете в замечательное время. Какие преподаватели читали нам лекции и вели семинары! Анна Марковна Корокотина, Инна Вячеславовна Володина, Светлана Степановна Сохатюк, Лазарь Вульфович Полонский, Мария Алексеевна Романова, Людмила Семеновна Филиппова! Потом пришел Владимир Александрович Рогачев, который привнес творческое безобразие в нашу жизнь, заразил нас студенческим театром, свободомыслием и неукротимостью. Мы много читали, обсуждали. На нашем факультете царила атмосфера академической науки и творчества, где мнение обыкновенного студента уважалось и воспринималось как открытие. Именно они, наши наставники, заставляли нас становиться лучше, думать над словом, над книгой, искать ответы и сомневаться, бросать и все начинать сначала.

Мне очень повезло работать в прекрасных педагогических коллективах, в которых были интересные, по-настоящему преданные своему делу люди. Сейчас я работаю в молодом, творческом коллективе и учусь быть современной. Нельзя жить без новых идей, новых знаний, открытий.

Что касается характера, то мой сформировался под влиянием папы, его одержимости работой, служением Делу. В одной из книг есть очерк о нем под названием «Бог трассы». Это на самом деле так. Строительство дороги на Самотлор было для него делом жизни. Похоже, эта его черта передалась и мне: педагогика для меня — не просто работа, Дело с большой буквы. Папа замечал нашу схожесть и говорил, что и в любой другой профессии я бы руководствовалась такими же принципами. Мне передались его ценности — отношение к людям, понятия о совести и чести, выбор и ответственность за него. Папа всегда говорил «выбор», подразумевая ответственность. А еще я помню, что вместо слова Родина он говорил — Отечество.

Текст: Светлана Петровская

Интересное в рубрике:
Ему было всего 15 лет, когда началась война. Но он на нее не опоздал. Ушел в армию в 17 ле...
В ней столько энергии, что она, как генератор подзаряжает ею других. И все вокруг начинает крутиться и вертеть...
Она не из тех, кто что-то делает в полсилы: в училище искусств училась на фортепианном и теоретическ...
Известный тележурналист, автор множества документальных фильмов, в том числе и о событиях Великой отечественной вой...
Прошли времена, когда общественная работа была уделом людей добрых, но чудаковатых, активных, но слегка «не о...
Она из тех, кто займется любимым делом даже если высадить ее на Луне — найдет кого обучать и воспит...
В июле 2016 года тюменский историк Егор Макаров издал книгу «Тюмень глазами русских и зарубежных литераторов»...
Катастрофа на Чернобыльской АЭС помешала бывшему второму секретарю Ямало-Ненецкого окружкома КПСС вернуться в родной Гом...