Заслуженный учитель России
«Наша Мама Оля», — так ее часто называют близкие, друзья и ученики, которые даже после окончания школы остаются для нее детьми. «У меня очень счастливая жизнь!» — не устает повторять Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы средней школы № 68, Заслуженный учитель Российской Федерации, проработавший в школе 42 года.

Кем мечтали стать в детстве?

В пять лет мечтала быть военным человеком. У моего папы, когда он строил аэропорт в городе Гурьев, работала женщина, которая всегда ходила в кителе. И когда она бывала у нас, я надевала этот китель. Помню, мне очень нравился этот наряд. Решение стать учителем я приняла, когда встретила Олимпиаду Никитичну — хоть она была второй по счету учительницей, все-таки я считаю ее первой в своей жизни. В то время мой папа строил дорогу Челябинск-Уфа, наша семья переехала в Челябинскую область. Добираться до школы было нелегко: мама поднимала меня с постели в пять утра и сажала на шестичасовую электричку (сколько же раз я просыпала свою станцию на этой электричке!), а потом надо было еще идти пешком до школы. И вот однажды зимой Олимпиада Никитична предложила маме, чтобы я пожила у нее, пока стоят морозы. Мама согласилась. Я хорошо помню, как Олимпиада Никитична укладывала меня спать, а сама садилась за стол под лампу с зеленым абажуром — проверять наши тетради. Я запомнила эту картинку на всю жизнь.

После университета пошла на практику в 14-ю школу, в одну из лучших школ города. Там работали зубры педагогики: Тамара Павловна Мануйлова, Марианна Кирилловна Отрадных... Мной руководили первоклассные учителя, они дали мне шанс в полной мере почувствовать вкус настоящей работы.

Вы — учитель «старой закалки». Применяете в работе новые образовательные технологии?

Технологии, стандарт — эти понятия больше связаны с болванками, с производством. За формальным подходом уходит главное — качество образования. Я не принимаю технологий в педагогике. Кроме информационных, конечно. Я принимаю только один процесс — обучение и воспитание как единое целое. Считаю, что в основе нашей профессии лежит любовь. Это и есть основная технология. В воспитании огромное значение имеет собственный пример учителя или родителей. Нельзя говорить одно, а думать и делать другое, мы ставим ребенка в ситуацию разрыва. И не надо читать им лекции и проводить беседы! Как-то весной мои шестиклашки спрашивают: «А почему сегодня в школе так грязно?» «Наверное, — отвечаю им, — плохо обувь сменную ученики переодевают». А на перемене беру швабру и начинаю протирать пол. Смотрю: девочки тоже взяли тряпки и пошли протирать пыль. Ну и к вопросу об информационных технологиях. Использование в школе в обучении и воспитании информационных технологий, чтобы интересно открывать детям мир, — это требование сегодняшнего времени. Электронные журналы и смс, благодаря которым родители узнают об успеваемости своих детей, — замечательно, но при этом нельзя забывать, что общение с глазу на глаз учителя, родителя и ребенка эффективнее всех современных технологий.

То есть времена меняются, но главные методы учительства остаются прежними, потому что дети одинаковы во все времена?

Про детей и времена — я раньше тоже так думала. Но теперь говорю иначе: современные дети — другие, они выросли в других условиях, они по-другому смотрят на мир. И чтобы открыть для них что-то новое, нужна такая подготовка! Но если у тебя в классе 30-35 человек, такая задача не под силу учителю. За бумагами часто мы детей не видим. Надо уметь расставлять приоритеты. Думать. Школа для чего существует? Для ученика! Для чего я иду в школу? Чтобы быть с ребенком рядом, открывать для него что-то новое. Поэтому, например, на уроках литературы я не требую запомнить все произведение, иногда предлагаю детям назвать два слова после прочтения того или иного автора: одно слово, запавшее в душе, второе — оставшееся в голове. Может быть, потом спустя много лет вспомнят слова, о чем мы говорили, и автора, и героев, и название книги.

Профессиональная компетенция педагога — дело регионального значения?

Именно так. Кстати, наш регион внес огромный вклад в развитие этого понятия. В России только сейчас начали об этом говорить, а мы знакомы с этой темой уже 12 лет. Тюменская область всегда на два-три шага впереди других регионов, в том числе в системе образования: мы одними из первых берем на вооружение новинки, завязываем сотрудничество с ведущими исследователями. Пробуем новые приемы обучения и воспитания. В школе 68 мы давно работаем над созданием интеллектуально-творческих игр, позволяющих развивать не только интеллектуальное поле учащихся, но и формировать ценностное отношение к миру, человеку, прекрасному, а значит, помогать строить душу.

У вас есть школы мечты?

Я мечтаю, чтобы ребенок ходил в школу с великим удовольствием. Чтобы ни ему, ни учителю не хотелось уходить домой. В 27-й школе я работала 10 лет, из них пять лет мне не хотелось вечерами уходить домой. В 26 кабинете у меня всегда горел свет, я закрывала двери в 8 или 9 часов вечера. В 68-й школе мои окна были хорошим ориентиром для детей и родителей: если горит свет, значит, я на месте и дети со мной. В 14-й школе мамы приходили за детьми: поздний вечер, а ребята еще в школе! Понимаете: детям, особенно в старшем возрасте, необходимо, общение. С ними надо читать, говорить, смотреть фильмы, обсуждать их. В последнее время так много говорят о необходимости культивировать в детях стремление к успеху. А я хочу сказать другое: дети должны быть счастливыми! Люди должны быть счастливыми — от каждого мгновения жизни!

Кто повлиял на формирование вашего мировоззрения и характера?

Я училась в нашем университете в замечательное время. Какие преподаватели читали нам лекции и вели семинары! Анна Марковна Корокотина, Инна Вячеславовна Володина, Светлана Степановна Сохатюк, Лазарь Вульфович Полонский, Мария Алексеевна Романова, Людмила Семеновна Филиппова! Потом пришел Владимир Александрович Рогачев, который привнес творческое безобразие в нашу жизнь, заразил нас студенческим театром, свободомыслием и неукротимостью. Мы много читали, обсуждали. На нашем факультете царила атмосфера академической науки и творчества, где мнение обыкновенного студента уважалось и воспринималось как открытие. Именно они, наши наставники, заставляли нас становиться лучше, думать над словом, над книгой, искать ответы и сомневаться, бросать и все начинать сначала.

Мне очень повезло работать в прекрасных педагогических коллективах, в которых были интересные, по-настоящему преданные своему делу люди. Сейчас я работаю в молодом, творческом коллективе и учусь быть современной. Нельзя жить без новых идей, новых знаний, открытий.

Что касается характера, то мой сформировался под влиянием папы, его одержимости работой, служением Делу. В одной из книг есть очерк о нем под названием «Бог трассы». Это на самом деле так. Строительство дороги на Самотлор было для него делом жизни. Похоже, эта его черта передалась и мне: педагогика для меня — не просто работа, Дело с большой буквы. Папа замечал нашу схожесть и говорил, что и в любой другой профессии я бы руководствовалась такими же принципами. Мне передались его ценности — отношение к людям, понятия о совести и чести, выбор и ответственность за него. Папа всегда говорил «выбор», подразумевая ответственность. А еще я помню, что вместо слова Родина он говорил — Отечество.

Текст: Светлана Петровская

Интересное в рубрике:
Всего два года назад ее жизнь была расписана, как партитура. Планы, программы, гастроли, музыка, музыка, музыка. Она есть и сейчас...
Скорее всего, она родилась таким человеком-вулканом: энергия бьет через край. Она все делает с азартом — поет, орг...
В театре «Ангажемент» состоялась его актерская и режиссерская судьба. За почти 15 лет на родн...
Исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Авиационный спортивный клуб «Юный авиатор», препо...
Отличник в школе, вузе, на работе — все, что он делает хоть долго, хоть коротко, — на &l...
В 2015 году исполняется 50 лет знаменитому клубу «Дзержинец», раз и навсегда поселившемуся в водон...
Он водит по Тюмени экскурсии, аналогов которым нет. Рассказывает об истории города матом, поет о местных досто...