Я – счастливый человек. Где бы ни трудилась, мне всегда нравилось работать. 

Антонина Федоровна родилась 9 июня 1944 года в деревне Петровка Уватского района. Ровесница нашего региона, она делает небольшую поправку: в день ее рождения эта территория относилась еще к Омской области, и лишь 14 августа стала называться Тюменской. 
В ее послужном списке – работа вторым секретарем райкома комсомола, где она отвечала за пионерию и школьную молодежь, райком партии, немного – в районной газете. Но большую часть своей жизни она посвятила образованию: сначала учителем в школе, потом – инспектором в управлении по образованию и более 20 лет – заведующей отделом, а затем председателем районного отдела народного образования. На пенсию Антонина Федоровна ушла в 65 лет, но до сих пор живет проблемами родного района. А когда вспоминает прежние времена, признается:
- Я – счастливый человек. Где бы ни трудилась, мне всегда нравилось работать. Все было по душе, всегда хотелось идти на работу и отдавать ей всю душу. Невольно сравнивая времена, мы единодушны с моими сверстниками: тогда наша жизнь была намного насыщеннее и плодотворнее. 
Хотя по уровню материально-технического оснащения наши школы здорово отставали, зато большую часть своего времени учителя проводили не за бумагами, а с ребятами. Я работала классным руководителем и никогда не могла уйти со школы раньше пяти часов вечера. Только закончились уроки – начиналась индивидуальная работа с детьми, потом – воспитательный план… Мне жаль нынешних учителей: сколько ненужной информации и ненужных по сути дела отчетов! А я всегда радовалась: в нашем государстве экспериментируют с сельским хозяйством, с промышленностью, хорошо, что не трогают образование. Но, видимо, сейчас это время настало.

Мне было 24 года, когда я начала работать в школе. Мы проводили «Зарницы», ходили  в походы, разводили ночные костры, занимались тимуровской работой – и все время рядом с детьми. Они тогда большую часть своего свободного времени проводили в школе. Может быть, поэтому не было в таком масштабе преступности, наркотиков и курения… Хулиганистые мальчишки были всегда, но серьезных проблем с ними не было. К тому же всех лодырей и отстающих мы всегда тянули, занимались с ними индивидуально, и с нас спрашивали за эту работу. До сей поры вспоминаю: идешь на урок с планом, разделенным на три группы. Это задание и темы - для сильных ребят, это – для средних, это – для слабеньких. По-моему, сейчас уже нет такого… И родители, хоть, в основном, это были безграмотные люди, с большей ответственностью относились к учебе своих детей, школа для них была святым местом.

Когда я пришла работать в управление по образованию, наш район почему-то не пользовался уважением и авторитетом. Помню свое первое посещение облоно (сегодня это – областной департамент образования и науки), что располагалось в здании на берегу Туры, сейчас там резиденция губернатора. Спрашиваю: «Почему к нам в район ничего не поступает: ни мебели, ни наглядных пособий? Если что и бывает, то очень мало!» Мне объясняют: все распределяется по нормам, многое сейчас уходит на север. Но однажды кто-то из специалистов поделился: мы составляем для всех районов одинаковые списки, а когда несем на подпись, почему-то Уватский район вычеркивают, оставляя пустые строчки. Меня, конечно, это так обидело: что это такое?! почему такое отношение?

И мы решили обратить на себя внимание, заслужить уважения, чтобы на нас не махали рукой, не отталкивали. А то ведь в свое время Уватскому району даже запрещали строить школы из кирпича. В обкоме партии так и говорили: у вас там древесина, вот и стройте из дерева. Эти деревянные школы и сейчас стоят.
Коллектив директоров школ и самого аппарата у нас подобрался грамотный, поэтому мы проанализировали обстановку и определили приоритеты. Первая задача – обеспечить школы кадрами. Начался учебный год, а в нашем небольшой районе 50 вакансий, представляете?! Оно и понятно: к нам не хотели ехать – жилья нет, в кабинетах физики и химии невозможно провести даже элементарные опыты. И мы решили переломить эту ситуацию.

Первым делом наладили связь с пединститутом, стали там своими: сами привозили своих выпускников, сами за ними приезжали и устраивали в школы. За первые два-три года  построили 20 с лишним квартир для учителей – конечно, в этом  нам здорово помогла районная администрация. Юрий Олегович Свяцкевич ни в чем не отказывал системе образования, и в этом смысле нам было легко работать.
Чтобы повысить материально-техническое положение школ, мы стали …изучать их истории и праздновать юбилеи. Использовали этот повод, чтобы привести здание в порядок, оснастить оборудованием. В этом нас поддерживали все организации.

Как инициировала открытие детского дома в 1995 году? Просто с нашего района очень много беспризорных и детей-сирот увозили в другие территории. А в это время в деревне Яр осталось бесхозным недостроенное здание школы-детского сада. И в нашем коллективе зародилась идея: почему бы не достроить здание и не открыть свой детский дом, собрать бы хотя бы маленьких детей?.. Конечно, денег от строительства осталось всего ничего – только на благоустройство. Но мы все равно достроили помещение. А чтобы открыть детский дом, обратились за помощью во все организации района: просто я садилась в машину и планомерно всех объезжала. Кто одеяло дал, кто – постельное белье, кто – телевизор, шторы… С миру по нитке… 

До сих пор вспоминаю историю: в один из таких дней едем вместе с сыном в Туртас. Я все время возвращаюсь в машину не с пустыми руками. И вот сын мне говорит: «Мама, мне так стыдно с тобой ездить!» А я ему: «О чем ты говоришь?! Я – что для себя прошу? Для детей же!» Так вот мы и открыли детский дом. Хотя, конечно, были сомнения у многих, нас спрашивали: а вы наберете детей? а кто поедет работать в Яр? Приезжаю в  облоно, и там меня напрямую спрашивают: «Ты зачем берешь на себя лишнюю обузу? Тебе это надо?!» Я отвечаю: надо!

Перед тем как заселить детей, мы их приодели, ведь из семей их забирали, как правило, в грязной и рваной одежде. Наши работники принесли вещи из дома: ношеные, но чистые и опрятные. Мы их переодели у себя в методкабинете и отправили в детский дом. А потом кинули клич по району (финансирования-то пока не было, мы же в середине года открылись): детям нужны вещи! И нам поволокли мешками… Я считаю, что наш детский дом процветал. Главное – не было ни одного случая самовольного ухода ребенка. Хотя в конечном итоге его закрыли, детей вновь развезли в другие районы.

Очень интересно мы организовали и детский отдых. Жаль только, что стационарного лагеря у нас так и не появилось, хотя все годы своей работы я вынашивала эту мысль, но  у меня не получилось воплотить ее. Поэтому мы открывали тематические или целевые  лагеря: военно-спортивный, туристический лагерь, лечебно-оздоровительный лагерь (собирали больных детей из неблагополучных семей и вообще слабеньких по здоровью школьников и размещали их при больницах, где они проходили обследование и лечение). Кроме того, собирали творческих ребят – «Танцующее лето», открывали экологический лагерь… Жаль, но сейчас формы этой работы утрачены…

Антонина Федоровна - победитель четвертого регионального конкурса «Женщина – директор года», удостоена званий «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации». Является почетным гражданином Уватского района.

Записала: Светлана Петровская