Во времена моего детства
- далекие советские - многие мальчики
хотели стать космонавтами, а девочки
балеринами. И меня не избежала эта
участь-мечта. Бабушка отвела девятилетнюю
Леночку во Дворец пионеров. Тот самый,
что и сейчас, который иначе как дворцом
на фоне окружившего его архитектурного
разброда не назовешь. Естественно, что
моей сверхзадачей было достижение высот
«Лебединого озера». Для укрепления
детского желания, даже сводили на балет.
Там я впервые увидела балерин на пуантах,
специальных балетных тапочках с пробковой
«платформой» в носочке. Мне, естественно,
захотелось так же изящно танцевать на
пальчиках, в воздушной юбочке со смешным
названием «пачка»… Балет понравился,
мечту «подогрели».
Мы во Дворце! Поднимаемся
по широченной лестнице, устланной
бордовой ковровой дорожкой. Между
этажами лестница раздваивается, но все
равно попадаешь на второй этаж, где
расположен зал хореографии. Не балетный.
Как говорится, ближе к дому, оказался
именно хореографический кружок, который
подразумевал не совсем балет, но и его
тоже.
- Деми плие!...Батман
плие!…Батман тандю!…Гранд батман! - В
очень светлом зале с большими окнами,
зеркалами и поперечными деревянным
перилами вдоль стен идут занятия.
Строгая, очень худая (по тем временам -
редкость) женщина отчитывает ритм,
девочки у станка (перил) послушно выполняют
эти «плие» и «тандю». Позже мне объяснили,
что все «команды» для упражнений в
балете звучат на французском. Балетная
школа, мол, зародилась во Франции. И не
надо удивляться. Просто выучить – и
выполнять.
Тетенька в центре
танцевального зала кажется мне очень
жесткой. На голове светлые волосы собраны
в строгий пучок, лицо в морщинах, колючие
глаза под темной тушью. Она стоит в
центре зала, сложив на груди руки крест
на крест, и громко, с французским прононсом
в голосе, командует девочками чуть
постарше меня. Изредка подходит,
поправляет руку, или похлопывает по
коленке кому-нибудь из учениц… Да уж.
Эти хлопки мои коленки помнят до сих
пор.
То была Ольга Александровна
Клячина. Хореографический ансамбль под
ее руководством при Дворце пионеров
носил название «Огонек». Думаю, что
бОльшая половина тюменских девчонок
моего возраста прошли через жесткие и
умелые руки этой первоклассной учительницы
танцев. Говорили, что в молодости она
была балериной, оттого такая принципиальная
худоба. А еще, - что она приехала в наш
город из Прибалтики. Не знаю, за что
судьба забросила ее в Тюмень в семидесятые
годы прошлого столетия, но город таких
людей любит и не забывает…Хотя и мало
известно о не совсем простой судьбе
этой удивительной женщины.
О себе, в связи с ней,
могу лишь сказать, что в моей танцевальной
карьере получились определенные успехи.
Я была задействована в двух или трех
танцах. Костюмы к ним шили родители,
мне – бабушка. Среди них: полосатое
платье с матросским воротником для
соответствующего танца и второе для
большой танцевальной постановки «Дружбы
народов» - национальный чешский костюм.
Белая блузка с рукавом-фонариком, синяя
в разводах юбка солнце-клеш и жилетка
на шнуровке из куска панбархата…До
пуантов я впрочем и не «доросла», хотя
в семье даже обсуждалось предложение
отправить меня в Пермское хореографческое
училище. Не судьба, оказалось.
…Рассказывая истории
жильцов дома по улице Первомайской,9
прежде, я заикнулась про танец маленьких
лебедей, который мне так и не пришлось
станцевать на пуантах. Но мой тете Любе
повезло. В послевоенные годы она ходила в
танцевальный кружок, который собирал
детей в двухэтажном деревянной доме по
улице Первомайская,25. Дом стоял в глубине
сада, огороженного длинным забором с
просветами. Он начинался сразу за
двухэтажным зданием, где сейчас два
кафе, а совсем недавно было ателье
«Людмила». И я помню этот забор, потому
что шагая в детстве по Первомайской в
детский сад, училась считать по заборным
планкам… У тети Любы тоже был любимый
учитель танцев - Александр Яковлевич. Он
был в Тюмени человеком временным, через
какое-то время балетмейстер вернулся
на родину, в Ленинград. Впрочем, тогда
же закончилась и тетина танцевальная
карьера.
Танцам учились на первом
этаже деревянного здания. На втором –
жили летчики, наверное поэтому, дом
называли Домом полярника. Хотя более
молодые тюменцы утверждают, что на
первом этаже был буфет-ресторан, а на
втором – гостиничные номера Обской
авиагруппы гражданской авиации. Но
видимо, это было позже.
Девочки, естественно, мечтали стать балеринами. Пуанты тогда еще с деревянной основной в носочках им где-то доставал Александр Яковлевич, он же учил танцевать. Одной из «величайших» постановок стал танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Девчонки настолько с ним прославились, что выступали даже на сцене драматического театра. И не один раз. Правда, танец маленьких лебедей каким-то образом был включен в спектакль «Красная шапочка» и назывался «Танцем цветов». При этом сам танец, с переплетением рук и характерным шагом, - как в классической постановке, и даже музыка незабвенного Чайковского присутствовала. А вот изображали юные танцовщицы – цветы. Тете Любе досталась ромашка. Соответственно, в танце на ее голове красовались белые лепестки этого цветка. Пачки шили сами из широкой марли, крахмалили, но прежде красили. Большим спецом по части крашения была наша баба Лиза. Она умудрялась придать нужные оттенки разным юбочкам: желтый цвет давал аспирин, зеленый легко – зеленка, розовый получали от свеклы. Но тете Любе больше всего нравился украинский наряд: вышитая мамой кофточка и венок с разноцветными лентами, который очень шел ее круглому, сияющему улыбкой, лицу.
Из четырех девочек, исполнявших «маленьких лебедей» в театре, танцевать профессионально стала лишь Рита. Она уехала учиться в Новосибирск, так с ней и потеряли связь подруги. А трое оставшихся дружат до сих пор. Тамаре пророчили будущее художницы, но она стала работать в геологии, тетя Люба – инженером-строителем, Тася – учителем математики в школе. Они давно выросли, прожили жизнь. Каждая по-своему. И с улыбкой вспоминают свой танец маленьких лебедей на сцене драмтеатра.
Фото с сайта