А ещё ей было поручено... ростить и откармливать молодого коня Орлика, причём не как-нибудь, а для службы в Красной армии...
Автор: Сергей Лелеко
Как только удаётся встретиться с человеком, хлебнувшим военного лихолетья в детстве, так и хочется послушать, вдуматься и понять — как же люди тогда могли перенести такие лишения и испытания, и при этом сохранить душевные и физические силы для множества свершений в мирной жизни...

Вот и Антонина Васильевна Гладкова, моя жизнерадостная собеседница, из того самого поколения людей, вернее детей войны, своими трудами и худыми детскими ручонками приближавших великую Победу нашей страны в борьбе с немецким фашизмом. Сейчас она посмеивается — как, мол, всё было тогда просто — работай, работай и работай — может быть, дадут немного зерна или разрешат взять немного молока. Вдумайтесь, современники — семья, в которой четверо постоянно голодных детей с родителями, которые не в состоянии их прокормить из-за отсутствия еды...

Семья Гладковых жила в деревне под Ишимом. До войны кое-как концы с концами сводили. В семилетнем возрасте Тоня пошла в школу, но только зимой — летом все дети работали в колхозе. С началом войны стало еще труднее: старший брат ушёл на фронт и пропал без вести, все младшие — братик и сёстры умерли. Мама была едва живая, и Тоне в десятилетнем возрасте было поручен уход за коровами, их дойка и сдача молока «на молоканку» — два ведра надо было отдавать ежедневно. Себе разрешалось оставить один стакан молока.

А ещё ей было поручено... ростить (как принято говорить в тех краях, с ударением на первом слоге) и откармливать молодого коня Орлика, причём не как-нибудь, а для службы в Красной армии — не больше, не меньше!

«Да как же мне-то с ним справиться, мне ж только десять лет...» — запричитала было девчонка, но бригадир отвечал, мол, ничего, справишься — большая уже!

И вот с раннего утра — к сараю; а он, умница, уже слышит, тихонько ржёт — отвечает и понимает — поведут на водопой — это была первая обязанность малолетней воспитательницы. Орлик самостоятельно подходил к завалинке, чтобы Тоня могла забраться ему на спину, и они топали несколько километров на озеро Черёмуховое. В этом была его главная обязанность — расти, а не работать. Стоял в воде пока не напьётся, а потом уже сопровождал свою воспитательницу назад. Это был умница, с которым девчонка Тоня очень сдружилась: понимали друг друга без слов.

В 1944 году верного друга Орлика «призвали» на фронт, после чего, конечно, уже не вернули...

В то время в деревнях Ишимского района было много эвакуированных жителей оккупированных районов страны. Жилось им, конечно же, трудно. У всех были дети, заработать было негде. Часто просили молочка и, конечно, людей выручали. Взамен девчонке перепадало кое-что из одежды.

Труды сельские детям часто разнообразили: приходилось, например, лопатить зерно, чтобы оно не горело и не гнило в буртах — самая тяжкая для детей работа; а ещё зерно сортировали, приходилось крутить ручную веялку. Каждое зёрнышко было на вес золота: нельзя ни одного было взять, да и урожаи были плохонькие; но они, всё-таки, были. И весь сохраняли — «Всё для фронта, всё для Победы» — этот лозунг в головы детей был буквально вбит.

Снова смеётся моя собеседница — вспомнила смешной, по её мнению, случай. Работала детвора на уборке гороха. Ну, кое-как с полем справились, а бригадир и спрашивает: «Ну что, девчонки, выполнили задание?». Они в ответ хором: «Даааа!». «Ну, молодцы тогда; а в штаны-то себе гороху натолкали?», спрашивает. «Дядя Федя, да у меня и штанов-то нету...» — обиделась Тоня.

Так всю войну и выдюжили — трудились и не сломались, дети и взрослые, негодные для службы в армии, получая только «палочки» за отработанные трудодни. Выжили только потому, что не отобрали корову...

И так, зима — в школе, лето — в колхозе, — работали все дети. А после окончания войны оказалось, что подрастающей молодёжи работать негде. Как, впрочем, и многим взрослым тоже. И вот однажды в Ишиме Антонине повезло — её взяла в детский сад на работу директор Бронникова. Место было временное, на время декретного отпуска основного воспитателя. Очень понравилась работа воспитателя Антонине, и дети её сразу полюбили, да и директору понравилась очень добросовестная и трудолюбивая девушка. Тут её заметила директор детского садика Свердловской железной дороги, быстро рассмотрев те душевные и профессиональные качества и навыки, которые так нужны тем, кто работает с малышами. Так и началась, вернее, продолжилась педагогическая деятельность нашей героини и становится смыслом жизни, судьбой.

Со временем, сдала методики, прошла курсы, училась в ВУЗе в Красноярске. Оказалось, что её на месте работы уже с нетерпением ждали — и директор Рудковская, и педагогический коллектив детского садика Свердловской железной дороги, которому она и отдала весь свой опыт, душу и долгие годы работы. Была воспитателем, досконально освоив эту трудную и наиболее важную ступеньку педагога дошкольного воспитания. Затем тридцать лет заведовала этим учреждением.

Есть тысячи её воспитанников — можно спросить у них мнение об этом преданном детям человеке, есть Почётные грамоты и мнения начальников... Говорят, что на тех, кто тянет — на тех и возят. Справедливо вполне, как раз про Гладкову: много лет она, как наиболее опытный и авторитетный специалист, несла дополнительную, т.е. общественную нагрузку — была внештатным инспектором дошкольных учебных заведений по Ишимскому узлу Свердловской железной дороги. Ей доверяли контроль работы других таких же руководителей, хотя времени на это никто специально не выделял. Однажды прибыл инструктор отдела учебных заведений дороги, и стал удивляться, что директор уже в 7 утра на рабочем месте, Антонина Васильевна сказала ему, что это у неё уже рабочее время, ведь требуется контроль за приготовлением пищи, внутренним порядком.

Конечно, вздыхает моя собеседница — иногда было сложно. В основном, с людьми: не любила всю жизнь лентяев и недобросовестных людей и, следовательно, таких не задерживала.

Сейчас «Ветеран трудового фронта», этот светлый, добрый и жизнерадостный человек, отдавший всю свою жизнь воспитанию детей, на заслуженном отдыхе. Здоровье, конечно, уже не то — но поговорите с ней о жизни и работе, и сразу поймёте: Антонина Васильевна — истинный знаток педагогического труда, у которого нет профессиональных секретов — приходите, и всё узнаете. А началось все с одной лошадки — Орлика...