Сказать, что было тяжело — не сказать ничего! Обыкновенные товарные вагоны стали цехами с оборудованием, а пара плацкартных вагонов — общежитием.
Автор: Сергей Лелеко
Зинаида Ильинична Ширко, человек, прошедший суровую жизненную школу — Великую Отечественную с самых юных лет, бывшая и воином, и труженицей паровозоремонтной колонны, принимавшая активное участие в строительстве нового корпуса паровозного депо станции Тюмень в 1945 году. И при этом в свои 89 лет оставшаяся прекрасной женщиной-матерью, любимой бабушкой и прабабушкой. Общение с такими как она, уже очень немногочисленными людьми — свидетелями той тяжелейшей борьбы и нечеловеческих испытаний нашего народа — великая удача, поскольку её воспоминания составляют бесценную нашу народную Память...
Рязанская школьница Зиночка Андреева вместе со своими школьными друзьями и подругами 21 июня 1941 года получила новенький аттестат о среднем образовании в любимой школе № 3 имени Маяковского — отныне все они становились самостоятельными гражданами страны Советов, перед которыми — они в это свято верили — были открыты все пути. И был выпускной бал и поздравления, играл духовой оркестр, и было такое веселье, которое невозможно описать до сих пор. Танцы и игры продолжались до самого утра, но вдруг директор школы с вмиг окаменевшим лицом остановил веселье молодёжи и сообщил о начале войны.
То, что так вероломно мог напасть на мирную страну фашистский агрессор, в головах выпускников вначале просто не укладывалось, но тут же был зачитан приказ о немедленном освобождении здания школы под военный госпиталь. Реальность быстро входила в свои права. А они рассчитывали ещё погулять, пофантазировать на темы будущего...
Как бы уже автоматически, не осознавая ситуации, Зиночка поступила в Рязанский педагогический институт, который так же, по старинке, продолжал тогда приём студентов на первый курс... Учиться, конечно, не пришлось — реальность была такова, что студентам было необходимо срочно заняться уборкой урожая в совхозе. Там уже пришлось «хлебнуть» немало лиха — осень 41-го была очень дождливой и холодной, и девчонки поголовно заболели. Затем несостоявшихся педагогов призвали на трудовой фронт — на рытьё окопов, чтобы защитить город от захватчиков, которые неумолимо, хотя и не так быстро как планировали, приближались к столице. Рязань была на их пути, а всё трудоспособное население, не призванное в Красную армию, было обязано трудиться на благо родины. Правда, кормили и одевали, но ручки девичьи черенок лопаты помнят всю жизнь...
Фронт быстро приближался, и смертельная опасность — тоже. Уже были эвакуированы все важнейшие предприятия, но город стал подвергаться постоянным, всё более сильным бомбёжкам. Враг собирался именно в 1941-м взять Москву, предварительно сравняв её с землёй. Часто туда летали сотни самолётов-бомбардировщиков, но средства ПВО столицы давали немецким асам очень сильный отпор, и далеко не все из них могли даже долететь до целей; приходилось сбрасывать свой смертоносный груз где попало — не вести же его обратно на аэродром! Таким образом, очень многие бомбардировщики фашистов бомбили на обратном пути Рязань, превращая любимый город в настоящие руины.
Для борьбы с пожарами, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, разборки завалов и спасения пострадавших постановлением НКО в стране организовали местную противовоздушную оборону (МПВО); всю молодёжь в Рязани и тех, кто не прошёл по здоровью в армию, призвали в её отряды в качестве бойцов. Все они находились на казарменном положении и получали паёк ГКО. В такой отряд попала и Зиночка, к тому времени быстро повзрослевшая, умевшая организовать любую работу и оказание медицинской помощи. Активную, умелую девчонку заметили и назначили командиром отряда МПВО, ей пришлось заниматься этим важнейшим для населения города делом до тех пор, пока врага не отогнали подальше и отряды МПВО не расформировали.
В отделение Московско-Рязанской железной дороги Зину Андрееву в 43-м приняли уже как знающего специалиста в области защиты населения от пожаров, разрушений и оказании медицинской помощи — на должность инструктора МПВО, а затем инспектором по снабжению ОРСа. Эта ответственная и очень хлопотная работа могла быть в тех тяжёлых материальных условиях поручена только человеку, которому доверяли. Комсомолка Зина никогда и никому не дала повода усомниться в своей честности и порядочности. Так и стала тружеником железной дороги, и из системы НКПС уже никуда в своей жизни не ушла...
27 января 1944 года было принято Постановление ГКО «О восстановлении паровозоремонтных, вагоноремонтных и машиностроительных заводов НКПС на территории, освобожденной от противника», и Рязанское паровозное депо срочно сформировало паровозоремонтную Колонну, получившую номер 9; именно в это подразделение и направили Зиночку Андрееву техником-нормировщиком и, по совместительству руководить всем хозяйством настоящего паровозоремонтного предприятия, но... на колёсах! Сказать, что было тяжело — значит не сказать ничего! Обыкновенные товарные вагоны стали цехами с оборудованием, а пара плацкартных вагонов — общежитием всего личного состава. Учёт и расценка работ, начисление и выдача зарплаты рабочим, а ещё кухня, дрова и продукты, вода и баня — все эти проблемы трудового коллектива в количестве более 100 человек, находившихся на военном положении, легли на хрупкие плечи 21-летней девушки...
В феврале Колонну № 9 направили в освобождённый Минск, в который ещё не возвратилось оставшееся в живых население, и обнаружили дымящиеся развалины! Картина была настолько ужасная, что до сих пор помнится Зинаиде Ильиничне, несмотря на прошедшие десятилетия...
Правда, рассматривать и вздыхать было некогда — как только колонна сумела заехать на только что восстановленные и перешитые с узкой немецкой колеи тупики, закипела работа. Минское паровозное депо было полностью уничтожено, а ремонтировать паровозы было необходимо. Рабочие, техники и инженеры не знали ни дня, ни ночи много месяцев, пока не было восстановлено депо, разрушенное фашистами. Это был адский, сказать по правде, труд...
Осенью 44-го их, наконец-то, одели в новую железнодорожную форму — это был настоящий праздник. Затем — новая задача и отправка в Тюмень. Добирались до Тюмени очень долго — около месяца. В то время, под новый 1945 год, много воинских эшелонов уже двигалось на Восток — страна готовилась к войне с Японией, а старенькое тюменское паровозное депо не справлялось с ремонтом множества паровозов. Новый 1945 год встречали в пути. По прибытии поставили задачу: кроме проведения ремонта паровозов, рабочие колонны включились в строительство нового здания паровозного депо и сумели вместе с тюменцами его построить в установленный Свердловской дорогой срок. Это здание до сих пор является основным для ремонтного локомотивного депо станции Тюмень.
Зина Андреева была на самом хорошем счету и уважаема всеми работниками колонны и руководством. День Победы и полное окончание войны отпраздновали в Тюмени, и колонна стала собираться домой — поставленные задачи были выполнены, но... В том же, 45-м, произошли главные события и в личной жизни Зиночки: в неё влюбился местный красавец-бригадир паровозного депо Борис Ширко, в феврале 1946 года сыграли замечательную свадьбу, и зажили счастливо в городе Тюмени, вырастив двух детей.
Сейчас у Зинаиды Ильиничны 6 внуков и трое правнуков; жаль только, что любимый муж — замечательный труженик, солдат и спортсмен, ушёл из жизни в 1995 году. Сама Зинаида Ильинична трудилась до самой пенсии на станции Тюмень — вначале техником, затем начальником льдопункта (т.е. предприятия, которое обеспечивало круглый год вагоны-ледники льдом для перевозки скоропортящихся продуктов, например рыбы или мяса). Это гораздо позже появились вагоны-рефрижераторы...
Трудно подсчитать все её поощрения в трудовой книжке и Почётные грамоты — их множество, есть и самая весомая награда — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», но главная, конечно же, её дети и внуки: она любимая мама, бабушка и прабабушка. Жаль только, что здоровье последние годы сильно подкачало, и чувствует себя наша героиня не так, как раньше. Но память, память жива, и, слава Богу, всё ещё помнится, несмотря на годы.
Она заслуженно гордится своим трудом на благо нашей родины и железной дороги; мне кажется, что и нам стоит гордиться, что среди нас есть такие преданные стране и труду люди. Есть, есть чему учиться у таких, как Зинаида Ильинична Ширко.