художник
Marina Lebedeva: «Вот говорят — важно с кем ты общаешься. Если свежий огурец попадет в банку с солеными огурцами, он со временем просолится и станет, как они. Будешь общаться с бизнесменами — проникнешься темой и станешь бизнесменом. Такой смысл. И короче получается, что жизнь — это такая банка с огурцами, а ты в ней — пластмассовая пуговица» (с личной странички в FB)
Есть ли у вас такая работа, или такой момент, после чего вы решили, что все, я — точно художник?

Вот одного какого-то момента не было. Просто никто не сомневался, включая меня, чем же я буду заниматься. Рисовала я всегда, сколько себя помню. В моем советском детстве меня два раза — года в два и в четыре, примерно, — клали в больницу и почему-то без мамы. Я даже сбегала оттуда. Выхожу в сандаликах и платьице, а на дворе — зима. Вернулась в палату рисовать.

Так было и в школе. Я совершенно не знаю химию, например. Но меня никто особо и не трогал. Сидела на последней парте и рисовала стенгазеты. Учителя относились к этому совершенно спокойно — опять же все знали, что Лебедева пойдет в художественное училище. При этом у меня были друзья, правда, больше по художественной школе, в которой я училась параллельно с обычной.

У меня до сих пор нет этой внутренней фиксации — мол, я —художник! Совершенно спокойно отношусь к критике и правкам (спасибо дизайну!). С картинами не на заказ вообще не заморачиваюсь чужими мнениями и суждениями, сделала то, что сама считала нужным. А дальше вещь живет уже своей жизнью.

Известны некоторые адреса, где живут ваши «вещи»? Хоть примерная география?

Некоторые только. Недавно оформляла документы на вывоз через таможню картины в Польшу. В Австрии у коллекционеров работ десять, около того же — в Москве.

У вас явно есть предпочтения в колористике. 50 оттенков серого — про вас?

Про меня. Все сходится. На самом деле имеется гигантская коробка с красками в мастерской. Но тут какая штука: для меня «отсутствие» цвета — более внятный вариант, цвет не отвлекает от содержания. Ведь цвет сам по себе очень живой, наполненный, порой самодостаточный. И в картине (для меня, конечно) он может оказаться перенасыщающим фактором. Как я сама себе определила, я делаю плакатную живопись. Не в аспекте стилистики, а в плане восприятия.

Из разных ипостасей: график, дизайнер, иллюстратор — какая-то одна преобладает?

Не разделяю их в себе. Поймала себя на том, что сижу дома и с удовольствием рисую гелевыми ручками, или леплю из пластилина, а мне за это еще и деньги платят! Нет нужды подскакивать в шесть утра и бежать на работу до вечера. Могу встать, когда хочу, спокойно выпить кофе. И садиться работать. Если же не работается, то без угрызений совести погуляю и вернусь к своему делу. Это такое счастье...

Правда, меня иногда учат, «что ты сейчас в моде, востребована, значит, нужно себя позиционировать». Зачем? Для меня такая суета — абсурд.

Гармонично живете...

(смеется) Да! Но есть, безусловно, оборотная сторона — нестабильный заработок. Никакого аванса по пятнадцатым числам, а за квартиру платить надо аккуратно. Но я привыкла так жить, как-то рассчитывать свои силы. Много лет уже не работаю в офисе и, видимо, не способна вернуться туда. Хотя, и не исключаю такого варианта.

Уже не один год не смотрю и не читаю новости. Изолировала себя от них. Все это — какой-то невероятный треш, на который я никак не могу повлиять. А он на меня — может. В общем, создала свой мир единорогов и уютно в нем живу.

Ваша краеведческая раскраска поражает детализацией. Каждая крошечная рыбка выписана лучше некуда. Как вам это удается?

В какой-то момент просто погружаюсь в этот мир и вижу все многомерно, объемно. Эскизов не делаю. Вот разгляжу внутри себя, как для раскраски, каждую рыбку и олененка, тогда начинаю рисовать.

Мне не близко высказывание уважаемого мною Пикассо, что вдохновение приходит в процессе работы. У меня иначе — нужен накопительный эффект образа.

Никогда не думали попробовать себя в мультипликации? Ведь те же раскраски — чуть-чуть не ожившие мультики...

Вообще люблю авантюрные проекты. Однажды в нулевые пригласили делать сайты. Пыталась что-то анимировать. Но у меня на это скрупулезное дело не хватает усидчивости. О мультипликации не мечтаю, но допускаю, что в интересный проект могу и ввязаться.

Вы из творческой семьи?

Совершенно, нет. Папа работает в нефтегазовом секторе, вахтовик. Мама заканчивала технический факультет в архитектурно-строительной академии. И тут — я. Но мне повезло! Папа философски относился к моим «успехам» в общеобразовательной школе и радовался занятиям в художке. У них дома немножко мой музей (хохочет) — родители многое хранят из моих работ. Все, конечно, сберечь физически невозможно, тем более, что у меня есть два младших брата, им тоже нужно свое пространство.

Если бы не мастерская (очень благодарна Александру Новику!), не представляю, куда бы я впихнула свои пожитки — все подрамники, краски-кисти, инструменты и картины... У мамы есть любимые работы. У нее очень хороший вкус, она может погрузиться в работу и понять, что я хотела ею сказать.

Открытки, которые вы нарисовали ко Дню рождения города, отражают ваше отношение к нему?

Пожалуй. Как и раскраску, рисовала открытки по заказу и по заранее выбранным локациям. Мне было очень интересно выполнить эту работу. Намеренно рисовала городские места несколько мультяшными, ни в коем случае не в стиле «а-ля Питер». У нас все же иной город, он не такой монументальный, а значит, подход нужен особенный. Эти открытки ассоциативны, а не фотографичны, в них нет четкого посыла «справа башня, слева — ров». Мне кажется, что удалось сохранить тонкую грань между реализмом и зодчеством.

Для меня долгие годы Шишкин был символом китча и мещанства с его ужасными мишками везде — на коврах, на конфетах. Но! До той поры, пока на втором курсе я не поехала в гости к тетке в Питер. Каждый день пропадала в Эрмитаже, увидела «живого» Шишкина и поняла, как глубоко была не права. Нарисовать сосну посреди поля — это мистика и космос. В реальности такого быть не может. Но здесь это невероятно и убедительно. К чему это я? Неважно, что ты делаешь — дизайн, открытки, или книжку иллюстрируешь — главное, чтобы это приняли. Как сосну в чистом поле...

    Марина Лебедева, Член Союза художников России с 2006 года.
    Изучала Graphic design в Уральском государственном архитектурно-строительном университете.
    Участник более 50 городских, региональных, всероссийских, международных выставок. Картины хранятся в частных коллекциях Тюмени, Питера, Москвы, галерее в Биркфельде (Австрия).
    Живет в Тюмени.





Текст: Людмила Караваева. Фото из архива Марины Лебедевой.

Интересное в рубрике:
Диссертацию он написал по творчеству Сергея Есенина, но защиту отложил на неопределенное время. К новым з...
Он водит по Тюмени экскурсии, аналогов которым нет. Рассказывает об истории города матом, поет о местных досто...
В 12 лет он выиграл юношеское первенство России по шахматам, а в 22 года стал первым международ...
Вся ее рабочая биография связана с французским языком. Она много раз стажировалась во Франции и знает ее как...
Три года назад Анастасия Баннова придумала проект «ЗаТюмень». На одноименном сайте она начала публиковать информацию...
Она из тех, кто займется любимым делом даже если высадить ее на Луне — найдет кого обучать и воспит...
Катастрофа на Чернобыльской АЭС помешала бывшему второму секретарю Ямало-Ненецкого окружкома КПСС вернуться в родной Гом...