кинопродюсер, генеральный продюсер «СургутИнформТВ» и кинокомпании «Соливс», член Союза кинематографистов России, лауреат премии ТЭФИ 2004

Почти 35 лет назад Олег Урушев приехал в Сургут из Перми и за эти годы навсегда породнился с Тюменским севером. Он начинал в ХМАО эфирное телевидение 90-х, «наводил мосты» с большой землей, прославляя регион в федеральном эфире. А теперь открывает неизвестные страницы истории Сибири, готовя к выпуску кинофильм «Тобол». В 2019 году снятый в Тобольске истерн о временах освоения Сибири увидит многомилионная аудитория «Первого канала».

— Как возникла идея фильма «Тобол»?

— Идея родилась в 2013 году. Я приехал в Тюмень, поселился в гостинце «Ремезов» и прочитал в номере брошюрку о Семене Ремезове. К своему стыду, прожив на севере Тюменской области столько лет, я не знал, что совсем рядом, в Тобольске жил такой выдающийся человек. Приехав к своим родителям в Пермь, я встретился с писателем Алексеем Ивановым и поделился идеей сериала о Ремезове, первом губернаторе Сибири Гагарине, о том, как шло освоение этой огромной территории. Иванову идея понравилась, и он мне в ответ рассказал про Ремезова еще больше интересных фактов, о которых в Тобольске и не подозревали.

Мы заказали Алексею Иванову сценарий восьмисерийного фильма для ТВ-показа, и со временем «Тобол» превратился в масштабный культурологический проект. На основе сериала и полнометражного фильма появился исторический роман «Тобол» и книга Иванова «Дебри» в жанре нон-фикшн. Нас поддержал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Тобольский музей и Светлана Сидорова (экс-директор Тобольского музейного комплекса, с 2016 года руководитель Тюменского музейного комплекса им. Словцова — прим. авт.) стали нашими проводниками по истории и быту Сибири. Музейщики тогда как раз планировали воссоздать образцы тобольского деревянного зодчества и открыть интерактивный мобильный музей «Посад сибирских старожилов». Мы объединили усилия, подключили наших художников, и в последствии эти музейные постройки стали декорациями фильма.

— Кто ваш любимый герой в «Тоболе»?

— Это Ремезов, прекрасно сыгранный Дмитрием Назаровым. Кстати, он в эту роль влюбился и везде теперь рассказывает о своем герое. Я считаю, что Ремезов такой сибирский Леонардо да Винчи, но недооцененный в истории страны. А плоды его творчества между тем сохранились. Посмотрите на Торговые ряды в Тобольске — это же замок с заставки «Диснея»! А Рентерея-Шведские ворота построены в начале XVIII века, но прекрасно выглядят и сейчас. Матвей Гагарин (у нас его играет Евгений Дятлов), жестоко казненный Петром I, и под страхом смерти не признал своей вины. Фигура мощная, талантливая — «злой гений». Сам Тобольск — один из главных героев фильма. Он был своеобразным Вавилоном, где в начале XVIII века пересекались Россия, Европа и Азия.

— Как начиналась ваша журналистская карьера?

— Журналистом решил стать еще в девятом классе, и примерно в это же время начал работать в пермской газете «Молодая гвардия» внештатным корреспондентом. Фотографировал и писал, мечтая стать Василием Песковым или Юрием Ростом. Они оба мастерски совмещали текст и фото. У Пескова каждую фотографию сопровождал очерк, а у Роста был фирменный стиль — гениальное фото, а под ним емкая и сильная подпись. И кстати, с Юрием Ростом мы позже познакомились — он оказался соседом Георгия Данелия — и я ему признался, что всю молодость мечтал быть похожим на него. Знания светописи мне помогли и в работе на ТВ, и в кино.

Я не смог поступить на московский журфак к Яну Засурскому и пошел учиться на пермский филфак. И в результате с Засурским судьба нас тоже свела в 2016 году. Дмитрий Медведев вручал нам премию Правительства России в области СМИ за создание «СургутинформТВ», а Яну Николаевичу — за вклад в журналистику.

— А на Тюменском севере как оказались?

— В 1983 году, после окончания Пермского университета я по распределению получил работу в газете «Молодая гвардия». Меня забрали на три месяца в армию, а когда вернулся, уже поменялось руководство газеты, и мое место оказалось занято. Я как-то обиделся и принял предложение организовать в Сургуте многотиражку треста «Запсибэлектросетьстрой». Позвал меня на Север уникальный человек — управляющий трестом Николай Никитич Липатов. Его предприятие построило 70% всех линий электропередач Тюменского севера. Песня «ЛЭП-500 — непростая линия» — это про них, про знаменитую тюменскую комсомольскую стройку.

— И в скором времени перешли на телевидение?

— Это случилось значительно позже, потому что в начале 80-ых годов с телевидением на севере было еще очень сложно. А ближе к 90-ым стали появляться первые японские видеокамеры, телевизоры, создавались видеокинотеатры — их было в Сургуте аж пять. В эту эру видео мы организовали редакцию «Сургутские видеоновости» и сначала показывали свои выпуски в залах перед фильмами. Потом появилось кабельное телевидение, директор «Обьнефтегазгеологии» Виктор Пархомович помог нам запустить телеканал в микрорайоне геологов. А с июля 1990 года мы уже выходили в эфире. Сейчас «СургутинформТВ» — это три канала, из них два собственного программирования, а «Регион-86» имеет статус окружного — его смотрят практически во всех городах Ханты-Мансийского округа.

— Когда и как вы стали кинопродюсером?

— Первый сериал, который мы сделали в 2001 году с прицелом не центральные телеканалы, назывался «Золото Югры». Это был фильм о нефтяниках, проспонсированный «Сургутнефтегазом». Моим сопродюсером стал Владимир Леонидович Богданов (генеральный директор «Сургутнефтегаза» — прим. авт.), а главную роль сыграл актер Сергей Варчук, очень похожий на него. История оказалась интересной — фильм пять лет не сходил с экрана, мы продали показы НТВ и «Первому каналу». А первый кинофильм сделали в 2004 году — это история «Франц + Полина» по рассказу Алеся Адамовича о немецком солдате, который тайком жил в СССР, притворяясь немым. На главную роль пригласили студентку второго курса ВГИК Светлану Иванову, которая теперь стала звездой и даже свою дочь назвала Полиной в память об этой своей роли. В этом фильме дебютировал Миша Сегал. До нашего фильма он не снимал кино, но его клип «Черный ворон» убедил меня, что ему можно доверить большой фильм. Теперь он имеет славу артхаусного режиссера. Фильм получил более 20 международных наград, в том числе был участником Московского кинофестиваля.

— У северян есть понятие «большая земля», то есть они себя чувствуют островитянами. Вы это, приехав в Ханты-Мансийский округ, тоже ощутили?

— Что говорить, еще в 2000 году в Ханты-Мансийске были деревянные тротуары, как в декорациях XVIII века из «Тобола», и коровы у здания окружного правительства паслись. Мы действительно были «на острове», пока Александр Филипенко (губернатор ХМАО с 1995 по 2005 годы — прим. авт.) не построил мосты, которые реально соединили Север с большой землей. И это были мосты не только через реки, но и к людям — мы даже выпустили фильм об этом.

Надо сказать, что в свое время Филипенко поддержал и кинематограф, потому что это всегда была важная для округа отрасль. В советское время деньги от нефти все уходили в Москву, а кинотеатры давали 30% местному бюджету. Причем кино можно было посмотреть только во временных ДК, в актовых залах предприятий. Гастроли какого-нибудь театра раз в год были событием, и только в нулевых ситуация изменилась. Я сам был организатором театрального фестиваля «Чайка». Мы старались приглашать лучшие московские спектакли, у нас давали премьеры Табаков, Машков и Миронов. Свои спектакли привозили Вахтанговский театр, «Сатирикон», МХАТ.

— Вы ведь стояли и у истоков и кинофестиваля «Дух огня»?

— Все началось с фестиваля «6 дней ТВ-6» — это было первой презентацией тюменского севера в федеральном эфире. Шесть дней подряд редакция ТВ-6 вещала из Сургута, и тогда впервые в стране с новой стороны узнали о Сургуте и заговорили о нем. Мы три года проводили театральный фестиваль «Чайка», а потом к нам с премьерой своего фильма «Нежный возраст» приехал Сергей Соловьев и предложил губернатору Филипенко сделать кинофестиваль. Филипенко идею поддержал и поручил это дело мне. Правда в 2002 году показывать фильмы в Ханты-Мансийске было негде, закрылся последний кинотеатр. Но тогда уже была построена школа искусств, где мы и оборудовали два кинозала, а третий, студенческий с лежачими местами, сделали в спортзале — так получился первый югорский мультиплекс.

«Дух огня» стал культурным прорывом для Югры — появилась возможность увидеть киноновинки, встретиться со звездами мирового уровня, режиссерами из Франции, США. На уровне страны Ханты-Мансийск уже знали, как биатлонную столицу, а фестивалем мы заявляли о своих культурных амбициях. Пьер Ришар, Мишель Мерсье открывали первый кинофестиваль. Все это создавало определенную культурную среду в округе. Сразу после нас еще два дебютных фестиваля открылось — в Омске и Калининграде.

Мы с Сергеем Соловьевым досняли его самый долгий проект — «Анна Каренина», где играет уникальный звездный состав: Олег Янковский, Александр Абдулов, Татьяна Друбич, Сергей Гармаш. Очень оперативно сняли фильм Асса-2«.

С Георгием Данелия посчастливилось работать над мультфильмом «Ку! Кин-дза-дза!» Во время работы над ним Данелия пережил две серьезнейшие операции, проект задерживался на три года, но в итоге мультфильм собрал все призы в России — «Золотой орел», «Нику» и прочие. Обыграл мастеров мультипликации из Китая, Японии, Кореи на «Азиатском Оскаре» в Сиднее. Мы стали академиками Азиатско-Тихоокеанского региона APSA (Австралия).

— Вы человек одинаково хорошо знающий и пермяков, и югорцев, а теперь еще и с тюменцами поближе познакомились, работая над «Тоболом». Чем мы все друг от друга отличаемся, и чем похожи?

— Я 23 года прожил в Перми и 27 лет в Югре, так что уже больше северянин, чем пермяк. В Сургуте, Нижневартовске, да почти в любом северном городе, 90% приезжие. Здесь люди со всей страны: у меня на Севере появились друзья из Киева, Донецка, Ровно, Кирова, Омска, Екатеринбурга. Север всегда собирал энергичных людей, готовых ехать в неизвестность, стремиться к развитию. И они здесь получали быстрый рост. А где еще в стране можно было к 35 годам стать директором крупного предприятия, мэром города? Сейчас что-то подобное происходит в Тобольске. Когда-то город был передовым, но его жители отказались от строительства железной дороги, и он практически остановился в развитии. А теперь переживает второе рождение как новый нефтехимический центр. Продолжаются сибирские традиции, когда город преуспевает не за счет добычи природных запасов, а благодаря мощи интеллектуальных ресурсов.

Беседовала Любовь Фоминцева

1.На съемках фильма «Тобол» с актрисой Екатериной Гусевой, исполнительницей роли Екатерины. 2.На съемках фильма «Тобол» с актером Евгением Дятловым, исполнителем роли Матвея Гагарина.

Интересное в рубрике:
Анна Уразбахтина уверена, что дети лучшие учителя — они воспитывают в нас терпение, принятие и любовь к жизни....
Диссертацию он написал по творчеству Сергея Есенина, но защиту отложил на неопределенное время. К новым з...
Всеволод Бессараб — человек в Тюмени известный. Заслуженный нефтегазостроитель, бизнесмен, джазовый музыкант, шахматист и,...
Он видит в косточке авокадо спрятавшегося кролика, а в деревянном бруске — одалиску. Называет себя ...
Ему нравится дарить городу маленький Манхеттен и гигантскую книжную полку. Он гнет свою «Крапивинскую линию»...
В июле 2016 года тюменский историк Егор Макаров издал книгу «Тюмень глазами русских и зарубежных литераторов»...
«Они встретились прекрасным весенним днем, чтобы выпить кофе и обсудить интересную идею, которая прилетела в светл...