Предприниматель
Морсы «Ями-Ями» можно попробовать только в Тюмени. При сроке годности в трое суток натурпродукт, сваренный компанией Аркадия Богданова, везти в другие города нет смысла. Производство без консервантов — принципиальная позиция бизнесмена. Однако такую идейность местный рынок оценил далеко не сразу.

Аркадий, признаться, первый вопрос, который у меня возник: про ваш любимый напиток.

Два года назад это был морс. Сейчас сомневаюсь — я слишком много его выпил... Но все равно что-то натуральное, на ягодной или фруктовой основе. Такая потребность в принципе всегда была у меня и моих друзей. Потому идея бизнеса по производству морсов и возникла.

Как именно появилась идея?

Я работал в офисе — директором по логистике. Мои друзья тоже либо офисные служащие, либо имеют собственный небольшой бизнес. Все люди занятые: всем хотелось пить что-то натуральное, но мысли готовить морс дома даже не возникало. Я обычно забегал за ним в какую-нибудь кондитерскую или заказывал в ресторане доставки. И вот как-то раз, делая покупки в одном из торговых центров, я подумал: «Вот бы сейчас холодного морса... Почему его не продают в магазинах?» Так возникла идея, а буквально через четыре месяца мы открылись, потому что для старта не требовалось много времени и грандиозного количества денег. Все просто: мы делаем обыкновенный морс, но в мелких промышленных масштабах. Срок годности у напитка такой же, как если бы вы варили его дома, — 3 дня.

Но ведь у каждого свой вкус. Как, например, вы решаете, сколько добавить сахара?

Технологии приготовления у всех морсов одинаковая. Морсом называют напиток, содержание ягодного сока в котором не менее 15 %. Мы это требование, конечно, выполняем. Но вот объем сахара сократили, потому что, если делать все по стандартам, непонятно, морс из какой ягоды ты пьешь. Он настолько сладкий, что не нравится ни детям, ни взрослым.

Какие ягоды вы используете?

Клюкву — она вся тюменская, бруснику — частично из других регионов. Облепиху и смородину — они привозные: Тюмень у нас не славится этими ягодами.

За два года ваша бизнес-идея претерпела изменения?

Это первый бизнес, и за первые полтора года мы допустили гигантское количество ошибок. Слава богу, хватило сил и стойкости не закрыться, а как-то их исправить. Мы думали, что зайдем в магазины, что все сети тут же захотят с нами сотрудничать, в общем, в первый же день заработаем миллион... Пробегали год. Сети нас отшили: «Вы мелкие». А магазины оказались далеко не все нашего формата. У нас есть отличные клиенты — «Пассаж», «Гурме», сеть «Катран», какие-то еще несетевые магазинчики в хороших районах. В других торговых точках покупатели чаще ориентируются на более экономичные напитки.

Когда я понял, что через магазины много не продашь, мы переориентировались на реализацию морсов в большой таре и стали обслуживать предприятия общественного питания: как правило, с небольшой кухней, где пару салатиков с трудом успевают сделать, до морса же вовсе дело не доходит. Его ведь надо не только сварить, но и поставить куда-то, чтобы остыл. А без специальных приспособлений напиток, например, в 50-литровой кастрюле будет охлаждаться больше ночи. Еще одна ниша — обслуживание мероприятий. В общем, я не скажу, что мы тут миллионы зарабатываем, но своих клиентов находим, и их у нас все больше и больше.

Сейчас мы становимся более технологичными, планируем разливать морс уже не в ПЭТ-упаковку, а в стеклянные бутылки. Это позволит, не добавляя консерванты, а просто за счет технологического процесса пастеризации увеличить срок хранения продукта до 35-40 дней, сохранив вкусовые данные. Это сразу расширит географию продаж, потому что сейчас купить наши морсы можно только в магазинах Тюмени. Открыть новый цех мы хотим уже весной.

Когда вы говорите «мы», кого вы имеете ввиду?

Мы — это сотрудники моей компании, менеджеры, технологии. Я не один.

Вы решили обойтись без партнеров?

Да. Видимо, это какая-то моя политика жадности. Делиться не хочется ни с кем. Да, тяжело работать одному. Наверное, легче, когда не только ты несешь ответственность за бизнес — и финансовую, и административную, но в конечном итоге терять друзей не хочется, а доверять незнакомым людям я не могу. Мы — это моя команда. Она небольшая, нет и десяти человек, но это люди уже проверенные, которые работают сов мной два года и больше.

Планируете ли вы после запуска нового цеха расширить ассортимент?

Мы думаем об этом, прощупываем рынок. Есть идея начать выпуск овощных соков. Не таких, которые с искусственными добавками: мы хотим заморочиться и сделать настоящий свежевыжатый сок, благодаря термообработке имеющий срок годности 30 дней.

Вы говорили об ошибках, которые допустили на этапе становления бизнеса. На какие моменты вы бы посоветовали обратить внимание начинающим предпринимателям?

Для начала разобраться в каналах сбыта. Если бизнес маленький, без сверхинвестиций, надо идти туда, где проще (скажем, мне проще договориться со столовой). Но это я так считаю. Может, кто-то скажет, что нужно бороться за крутого клиента, схватить его и сразу с него озолотиться. Но, знаете, этот клиент ведь может в любой момент уйти.

Вторая моя ошибка — я пытался на всем сэкономить: был сам себе и юристом, и бухгалтером, и продажником, и водителем, и в цехе первое время помогал. В принципе экономия очень нужна, но из-за какой-то мелкой возни я терял возможность заниматься стратегическим планированием. Да, по моему мнению, не стоит тратиться на кучу сотрудников, но необходимый персонал надо нанимать. Лучше заплатить менеджеру «авансом» за два месяца и правильно выстроить его работу: чтобы на третий месяц он начал себя окупать себя новыми клиентами и обеспечивать компании прибыль.

А вообще, я бы посоветовал избавиться от розовых очков. Надо строить очень пессимистические прогнозы. Если они не оправдаются и все получится лучше, чем планировали, — круто.

Как стоится ваш обычный день?

По-разному. Сейчас, в преддверии расширения бизнеса, больше встреч. Но было время, когда я почти всегда находился в цехе, изучал технологию.

А семья?

Конечно. Я не поклонник работы до десяти-одиннадцати вечера — чтобы приходить домой и падать. Я пытаюсь освобождаться вместе с женой, в районе семи, и мы вместе нормально отдыхаем. Зато на работу я приезжаю максимум в начале восьмого утра.

Как думаете, каким будет «Ями-Ями» лет через пять?

Я очень надеюсь, что мы выведем своё производство на полную мощность. Задачи у нас достаточно амбициозные, но это не завод федерального или даже областного значения. Нет цели стать мультимиллионером: хочется иметь хорошо работающий бизнес, который будет приносить достойный заработок. Хочется делать немного, качественно и держать нормальную цену.

Текст: Алена Бучельникова. Фото: из архива А.Богданова

Интересное в рубрике:
Поисковик с более чем 20-летним стажем, один из основателей поискового движения в Тюменской области, он считае...
В 12 лет он выиграл юношеское первенство России по шахматам, а в 22 года стал первым международ...
Известная шутка про альпинистов, которые покоряют горы, просто потому что видят их, прекрасно отражает характер Александра Ан...
Он видит в косточке авокадо спрятавшегося кролика, а в деревянном бруске — одалиску. Называет себя ...
В ее фотоальбомах значительное место занимают снимки со знаменитостями. Не теми звездами на час, что запо...
Англичане говорят: у занятых людей всегда найдётся время. Юрий Шафраник за один день в Тюмени прочел две лекции в&n...
Он водит по Тюмени экскурсии, аналогов которым нет. Рассказывает об истории города матом, поет о местных досто...