Джазовая певица, ведущая авторских музыкальных программ на радио, арт-директор международных культурных проектов
Она поет на английском, итальянском, французском, испанском, но и родной русский не забывает. Дает концерты со звездами самого высокого уровня, и комфортно ощущает себя с музыкантами и исполнителями самых разных континентов. Видимо, язык настоящего искусства универсален, раз его прекрасно понимают как в Сибири, так и на Мадагаскаре.
С чего началась ваша история любви к джазу?

С коллекции виниловых пластинок моей мамы. В нашем доме их было немало. С раннего детства я слушала много музыки. Именно так и познакомилась с творчеством прекрасной Дорис Дей, Луи Армстронга, Рея Чарльза, оркестрами Каунта Бэсси, Рея Коннифа и Гая Ломбардо... В общем, во многом, именно моя мама спровоцировала мое увлечение музыкой и всячески способствовала тому, чтобы я развивалась в этом направлении, что в итоге определило мой выбор.

Однако по-настоящему окунулась в атмосферу джаза в Киеве, где подружилась с профессиональными джазовыми музыкантами, которые оказали на меня огромное влияние: поддерживали мою тягу к джазовому искусству, приглашали петь с ними на джемы, с этого началось углубленное знакомство с джазовым вокалом. Очень много мы слушали Джорджа Бенсона и Ала Джероу. Кроме того, мои близкие друзья — музыкальный журналист Алексей Коган и пианист Сергей Вижляк — все время водили меня на какие-то концерты, просвещали и воспитывали мой музыкальный вкус, проча мне большое будущее.

А вообще, петь я начала еще в Тюмени, почти сразу после школы меня взяли солисткой в эстрадный оркестр «Ровесники» под руководством Зинченко. В тот же период, после училища искусств, некоторое время играла во вспомогательном составе тюменского театра кукол разных милых фей и принцесс, и пела на разные голоса в музыкальных спектаклях. Мне это очень нравилось. И вот однажды, в конце 80-х, в самый разгар перестройки поехала с театром на гастроли в Пермь, где познакомилась с артистами из Киевконцерта. Вот они-то и посоветовали поступать в киевское эстрадно-цирковое училище. По их благословению я и отправилась в 19 лет осваивать искусство эстрады и разговорный жанр. Меня приняли сразу на второй курс на вокальное отделение. Учиться было очень интересно, кроме того, я часто бывала в цирке, где почти всегда основной музыкой, которой сопровождались выступления артистов, был, как ни странно, именно «диксилендовый» джаз! Может быть, поэтому стиль диксиленд — это то, что особенно мило моему сердцу.

Я очень полюбила Киев, меня даже в Москву не тянуло. Крещатик, где много отелей с шикарными ресторанами стал моей стартовой площадкой для исполнения зарубежных шлягеров. Вечерами подрабатывала певицей, являясь солисткой Киевского республиканского объединения музыкальных ансамблей. Уезжать и не думала, но после развала СССР пришлось покинуть Украину, хотя, мне очень не хотелось. С появлением интернета и соцсетей разыскала всех своих друзей по училищу и сцене. Мы очень соскучились друг по другу. Сколько было радости и новых планов. Это было подобно чуду, через столько лет возобновить общение!

И вот последние события на Украине. То, что там происходит — чудовищно, трудно поверить, что такое стало возможным. Это вызывает практически депрессивное состояние у меня.

Душа болит?

Конечно. Особенно когда вижу, как разжигается межнациональная рознь между людьми. Я заблокировала все контакты в соцсетях со сторонниками этой войны с любой стороны. Очень надеюсь, что люди опомнятся.

Что касается любимой Тюмени, то если вы меня спросите о том, где для меня Родина, я отвечу, что это, прежде всего город, где живет моя мама. А она живет именно здесь! Она меня сюда привезла, и именно здесь я получила свою «путевку» в творческую жизнь уже более основательно. И очень благодарна городу за это.

После возвращения с учебы почти шесть лет пела в эстрадном оркестре «Александр-бэнд» при ГУВД Тюменской области, который был создан в начале 90-х при поддержке генерала Башарина, который очень любил музыку и джаз в частности! Было очень плодотворное время, мы выезжали на джазовые фестивали и ни один праздник не обходился без нашей концертной программы. А сколько шефских концертов мы дали, в том числе в местах заключения, колесили с джазовым репертуаром по зонам Удмуртии. Порой в зале была минусовая температура, вся публика в телогрейках и ушаночках, но, если бы вы знали — как вдохновенно они нас слушали, никогда не забуду их глаза и щедрые аплодисменты!

Потом для вас открылась следующая дверь?

Когда-то еще маленькой девочкой я ходила музыкальную школу мимо одного длинного забора. И все думала, а что же там так долго строят? Потом забор убрали, и открылся замечательный Дом культуры «Строитель». Я как раз окончила среднюю школу. Мы с подружками ходили туда на дискотеки. А через много лет, в ноябре 1997 года, именно там начал действовать первый в Тюмени джаз-клуб при поддержке творческого объединения «Овация», где я совмещала деятельность ведущей вокалистки с директорством. Благодаря еженедельным регулярным клубным концертам тюменская публика знакомилась с творчеством многих тюменских музыкантов и джазовых ансамблей. Там же состоялось большинство концертов с участием российских и зарубежных звезд джаза, которые я организовывала на базе джаз-клуба.

Это было время фестивалей и джем-сейшенов. Наша публика, поклонники и энтузиасты поддерживали наши проекты. Была так называемая «джазовая семья», как мне тогда казалось. И я много сил и времени отдавала ее укреплению. Продвигала музыкантов, проводила пресс-конференции, поддерживала всячески местных молодых музыкантов, проводила тематические концерты. И так длилось без малого 17 лет. Чувствовался некий подъем местной культуры на неформальном уровне, музыкантам хотелось играть «фирму» и джаз, импровизировать. И они с удовольствием встречались вместе на клубной сцене. Выступать с подобным репертуаром где-то в ресторане не особо приветствовалось, но в джаз-клубе все совпадало. Приходила молодежь и люди средних лет, никого не смущала простота интерьера, или небогатый ассортимент меню. Народу нравилась демократичная атмосфера и, конечно же, музыка. Все были довольны тем, что есть такое место.

В апреле 2007 года меня пригласили работать в холдинг Радио Западной Сибири в новый проект «La Femme» радио, вдохновительницей которого и программным директором была Анна Русакова. Она предложила мне вести авторскую программу о джазе в прямом эфире. О таком можно было только мечтать. Так появились мои «Острова Джазефины», где я рассказывала тюменцам о своих кумирах и делилась огромной музыкальной коллекцией джазовых произведений. Для меня это были 5 лет счастья! И все это я совмещала с клубной и концертной деятельностью, приглашая на интервью в эфире своих коллег — музыкантов: тюменских, российских и зарубежных. Я очень рада, что выступала с тюменским банджоистом Всеволодом Бессарабом в наших совместных проектах" Джаз-бенд 1902″ и джаз-дуэте «СНОББИНГ» с Ленинградским Диксилендом под управлением Олега Кувайцева.

Тюмень стала джазовым городом?

Нет, увы, пока еще не стала. Возможно, из-за того, что город небольшой, не «миллионник», кроме того, здесь все же маловато солнечных дней, энергетика иная, если можно так выразиться, более медленный обмен веществ. Кроме того, произошла смена поколений. Конкуренция большая. Клуб тематический содержать стало очень дорого. Музыканты сейчас больше практикуются на презентациях. А публика, выращенная на клубных наших мероприятиях, теперь в основном посещает джазовые абонементные концерты, что очень радует. Правда, за сезон таких концертов бывает немного, потому что на них ходят люди с особым музыкальным вкусом, а их у нас, конечно, не большинство, не все джаз понимают. Это не популярное искусство и это нужно учитывать.

И хотя люди идут по абонементам на джазовые концерты с удовольствием, с удовольствием слушают джаз и на презентациях, все же Тюмень больше город попсы и шансона. Таковы мои личные ощущения и наблюдения на сегодня.

Что дает вам вдохновение?

Музыка. Это чистая энергия. Мои концерты, благодарные слушатели, творческое и человеческое общение в своей среде. Моя любимая мама. Поездки на гастроли тоже очень вдохновляют и мотивируют.

Знаковым событием, конечно же, для меня стал международный джазовый фестиваль «Мададжазкар» в 2011 году, соорганизаторами которого уже много лет выступает Правительство Мадагаскара, ЮНЕСКО и французский университет в Антананариву. Горжусь тем, что мне довелось представлять нашу страну среди 24 стран мира. Впервые за 22 года проведения на фестивале был поднят флаг России.

Откуда обо мне узнали? Спасибо всесильному Интернету, он сводит людей, минуя государственные границы! Это было поразительно. Настоящий подарок судьбы. Все случилось само собой. Как только ступила на трап самолета в Шереметьево, впала в состояние, не эйфории, нет, а парения... Доброжелательные улыбающиеся люди вокруг. Появились новые друзья.

Столько было теплого и уважительного внимания ко мне там, на Мадагаскаре, что до сих пор вспоминаю эту поездку с трепетом. Сердечное гостеприимство Посольства России, великолепные партнеры-музыканты — это незабываемо!
И еще множество приятных сюрпризов. Представьте, экипаж боинга компании Air France приветствовал меня песней на обратном пути, они аплодировали мне — "Инга, Инга — суперстар!«...Уверена, что «кармически» я заработала шанс выступать на этом празднике музыки с лучшими артистами из Франции, Японии, Германии, Швейцарии, Бельгии, США, Норвегии, Кубы, Израиля...

Джаз на Мадагаскаре любят, а на фестивале и вовсе каждый уголок страны на несколько дней в году превращается в единую творческую мастерскую. Все напоено музыкой и дружелюбием. Русских на острове очень мало, в основном это туристы. О жизни России им известно немного. Многие жители Мадагаскара, эмигранты из других стран, которые переселились на остров еще в 60-е годы, до сих пор думают, что у нас коммунизм и все такое. Очень удивлялись «новостям». Мне пришлось давать много интервью местной прессе.

Поддерживаете отношения с коллегами?

Непременно. С музыкантами с Мадагаскара переписываюсь до сих пор, не теряю связей с российскими звездами джаза, такими, как Андрей Кондаков, Даниил Крамер, Игорь Бутман. Последний, кстати, очень поддержал меня в трудную минуту. Благодаря его помощи мне удалось сделать роскошный репертуар с джаз-оркестром «Золотая труба». Хочется творческой реализации у себя дома, в Тюмени. Сейчас я работаю солисткой-вокалисткой в Тюменском концертно-театральном объединении. Надеюсь, это даст мне возможности для участия в новых культурных проектах и фестивалях не только на областном и всероссийском уровне, но и зарубежном.

Давно известно, что подобное притягивает подобное. Однажды мы встретились с австралийским музыкантом Саймоном Тодески, которого привели ко мне в джаз-клуб студенты университета. Он классический пианист, но мы с ним весь вечер играли джаз. Всего один вечер! Уж не один год прошел, а мы с удовольствием до сих пор общаемся, рассказываем друг другу о своих планах, обсуждаем проблемы, советуемся и мечтаем. Благо сейчас такое возможно. Я уже не говорю о том, как много писем получаю от артистов, которые хотят приехать сюда выступить. Благодаря международному многодневному фестивалю, который я организовала в 2006 году, о тюменском джазе и клубе узнали не только в России.

На каких площадках в Тюмени вам нравится выступать более всего?

Несколько лет пою на «Ночи музеев». Это интересное мероприятие с особой атмосферой. Как мне кажется, в 2014 году «ночь» была просто восхитительной. Усадьба купцов Колокольниковых — место с очень позитивной энергетикой! Очень люблю сцену нашего нового драматического театра, и, конечно же, зал тюменской филармонии, где в 2013 году выступала с легендами российского джаза из Санкт-Петербурга. Это был концерт Ленинградского диксиленда, где мы отметили наш 20-летний творческий юбилей в дуэте с моим бессменным партнером и соратником по джазу, банджоистом и пропагандистом джазового движения в Тюмени, маэстро Всеволодом Бессарабом. Замечательная музыка, чуткие слушатели, великолепные коллеги — что может быть для певицы лучше?!

Чье творчество вас восхищает?

Я тяготею к «винтажному» джазу 20-30 годов прошлого века, столь много нежности и романтики в музыке этого сурового времени. Ранний Дюк Эллингтон, пианист, композитор, руководитель оркестра, Томми Дорси и многие другие. Завораживает Нэт Кинг Коул с его бархатным голосом. Очень нравится старинная «мяукающая» манера пения Билли Холидей и Милдред Белли. Изысканная Анита О Дей и веселый импровизатор Мэл Торми. Конечно, Элла Фицджеральд на все времена — эпохальная певица. Этта Джеймс позднего периода, когда она стала проникновенно петь блюзы. Из современных, пожалуй, для меня самые интересные — это Патти Остин и Ди Ди Бриджуотер.

О чем мечтаете? Если мечтаете...

Наполнить город музыкой, джазом во всем его разнообразии. Мечтаю о более частых встречах с публикой в родном городе, о воплощении новых проектов, которые задумала. Чтобы люди в Тюмени полюбили джаз так же, как я сама, девочка, родившаяся в семье китобоев на Дальнем Востоке, и, волею судьбы, ставшая сибирячкой. Тюмень поделилась со мной многим, многое дала мне. Я хочу выразить ей свою бесконечную благодарность, как и людям, которые здесь живут. Хочу отплатить взаимностью, и поделиться своей любовью в песнях, которые пою.

Текст: Людмила Янгельских

Интересное в рубрике:
Он не открыл месторождений, но побывал практически на всех нефтепромыслах Югры. Отдав более полувека любимому ...
Горячий, легко вскипающий, по-мальчишески смелый и искренний. Человек энциклопедических знаний, тонко чувствующий хорошее сло...

Ее работа похожа на работу часовщика, который отлаживает тонкий механизм целого театрального коллектива. С одной стороны,...

Известная шутка про альпинистов, которые покоряют горы, просто потому что видят их, прекрасно отражает характер Александра Ан...
Поисковик с более чем 20-летним стажем, один из основателей поискового движения в Тюменской области, он считае...
Отличник в школе, вузе, на работе — все, что он делает хоть долго, хоть коротко, — на &l...
Бывший начальник погранзаставы «Вахш». Руководитель ООО «Застава». Считает, что трудотерапия — ...
Известный тележурналист, автор множества документальных фильмов, в том числе и о событиях Великой отечественной вой...