Заместитель директора по корпоративному страхованию Филиала ООО «Росгосстрах» в Тюменской области, фотограф
Топ-менеджер крупной компании, но в публичном пространстве больше известна как интересный фотограф с собственным взглядом на мир. Активный участник самых ярких «общественных» событий, и в то же время, по личному признанию, — интраверт до мозга костей.
В детстве вы наверняка любили рассматривать фотографии в семейном альбоме. Верно?

Очень! Дедушка мой, Петр Петрович Земмель, очень увлекался фотографией. До сих пор сожалею, что выбросила однажды подшивки журнала «Советское фото» с работами дедушки и весь архив отснятых им фотоплёнок и фотопластин.

Фотография стала его профессией?

Нет. Часть жизни дед Петр посвятил педагогике, а последние годы — слесарному делу, вытачивал коленвалы для спецтехники. Но фотография была его настоящей страстью. В их просторной двухкомнатной квартире на Мысу он выгородил себе настоящую фотобудку, где колдовал над проявителями-закрепителями и печатал снимки.

В тюменские газеты тоже отдавал что-то?

Его интересовали не очень газетные темы — в основном, природа, птички, зверушки, сколько-нибудь актуальными репортажами дедушка не занимался. К 60-ти годам у него серьезно ухудшилось зрение, и он стал настойчиво привлекать меня к своему творчеству. Мне, конечно, было интересно, но спокойно интересно, не «сильно-пресильно». Куда больше нравилось делать приятное одноклассникам — прошло у нас что-то, какое-то мероприятие, и я приношу и раздаю друзьям отпечатанные карточки. Все рады.

Понадобилось немало лет, чтобы вы сами влюбились в фотографию, так получается?

Увлечению способствовали два события, которые произошли года три назад. Меня всегда восхищала способность одного поэта Фэйсбука Александра оживлять картинки стихами. Однажды он написал отзыв, что у меня прекрасные портретные фото, и посоветовал не забрасывать занятия фотографией. Такой отклик вдохновил. Вот первое событие.

Я стала больше внимания уделять лицам. При этом, у меня в памяти крепко сидел совет деда Петра — чтобы научиться видеть, нужна насмотренность, необходимо знать работы выдающихся авторов. В свое время и в ФБ зарегистрировалась для того, чтобы разглядывать снимки разных людей. Однажды увидела прекрасные фотографии Алексея Потапова, сделанные в Африке и в тобольском Абалаке. Меня они поразили.

Это стало для меня вторым событием, и началом творческих отношений с фестивальным движением «Абалакское поле», этнофестивалем «Небо и земля».

В итоге вы даже стали официальным фотографом этого яркого мероприятия.

Есть такое дело... Помогаем чем можем.

Насмотренность должна быть связана только с фотографией?

Нет, конечно. Живопись, графика, скульптура — явления одного порядка. Надо очень много впитать в себя.

Вернемся, однако, к мастерам фотографии. Есть ли среди них такие, кто является для вас ориентиром? Быть может, кто-то из старых фотографов, отечественных (тюменцев!), или зарубежных?

Сошлюсь, пожалуй, на современников. Признанный авторитет для всех — Сергей Киселев. У Володи Огнева, замечательного спортивного фотографа (хотя у него много отличных работ и вне спорта!), есть умение в большой картине увидеть маленькую. Очень ценное качество.

Мастер пейзажа, по моему мнению, — салехардский фотограф Сергей Анисимов. Он снимает северную природу так, как, наверное, не снимает больше никто — у него льды фантастической красоты!

Очень нравятся характерные работы легендарного Сергея Максимишина, который живет в Санкт-Петербурге. В июне 2015 года он давал мастер-класс в Тобольске на открытии выставки имени Ефремова. Мне страшно досадно, что не удалось к нему попасть.

В портретных фотографиях выделяю еще одного петербуржца — Мишу Бурлацкого, и в ближайших планах — пройти его мастер-классы, снять какие-то вопросы для себя, многое обсудить.

Как полагаете, фотографы и фотожурналисты вас уже приняли в свое фотобратство?

Надеюсь... Года полтора я была просто приходящим членом фотоклуба. Нынче вступила в клуб официально, чему очень рада. Следует заметить, что мне многое дает возможность участвовать в работе нашей организации. На заседаниях мы обсуждаем не только свои работы, но и делимся мнениями о старинной фотографии и ее авторах.

В книжке про Незнайку художник Тюбик однажды был вынужден махнуть рукой на правду жизни, ведь все малышки-коротышки требовали одного: чтобы на портретах глазки у них были побоольше, а губки помееньше. Понимаете, к чему клоню?

Все верно, современная фотография загламурена. Не избежала этой беды и я, хоть и била себя пяткой в грудь — «я так вижу». Сергей Шаповал критиковал меня, говорил, что «у тебя даже бомжи гламурненькие».

Вы в самом деле хотите их приукрасить?

Нет, конечно. Так само порой получается, что у людей, лишенных элементарных благ, неожиданно вижу светлые, незамутненные глаза. Смотришь на такого человека и чувствуешь, что он гораздо счастливее тебя. Честно. А камера все проявляет.

Я знаю свои огрехи. Например, обрезанные в кадре головы — сказывается влияние телевидения. Вместо того, чтобы по своей милой привычке лезть объективом человеку в лицо, неплохо было бы делать портрет в контексте времени, здесь и сейчас. Почему так интересно разглядывать старые фотографии? Потому что у каждого, изображенного на снимке человека, за спиной стоит его время, со своими бытовыми нюансами и особенностями. Современная фотография практически лишена исторического контекста. Вроде и эмоция есть, и характер удалось передать, но остается непонятно — где это снято и, собственно, зачем.

К юбилею Великой Победы фотографировала ветеранов войны, но считаю, что была неправа, специально выбрав нейтральный тон, — без их личной среды, присущего каждому пространства, получилось не так интересно, как мне бы хотелось.

И что надо делать?

Ломать себя. Думать, смотреть. Недовольство собой — неплохой двигатель, если, конечно, он тебя куда-то двигает. (улыбается)

У меня сейчас период романтических отношений со светом. Стараюсь на своих детях отрабатывать все задумки и предположения со светом, с созданием истории.

Ваши близнецы — главные ваши модели?

Дарья Дмитриевна больше, она с пониманием относится к моим поискам. Сыну совершенно некогда...

У вас есть своя студия?

У меня даже будки нет своей, как у дедушки..

Вас привлекают портреты только людей? А лицо города?

Мне до мурашек нравятся зарисовки Андрея Павлычева. Недавно вышла в свет прекрасно изданная книга о Тобольске с его фотографиями. Очень люблю уютную, старую Тюмень, восхищаюсь, как Дима Изосимов умеет подмечать колоритные детали — колокольчик, потертый номер дома, ручку двери, — которые потом складываются в картинку. Я пока так не умею, только пробую силы в этом направлении.

Как находите сюжеты и героев?

Бывают дни, когда ничего не вижу. Все зависит от настроения, от состояния души — открыт ты, или закрыт. Ничего, ничего, а потом — щелк! — и кадр есть...

В соцсетях вы не грешите самопиаром по основному месту службы. Все внимание — фотографии. Для вас статусность значит меньше, нежели творчество?

Статусность не моя болезнь. У меня по жизни лозунг — «естественность!».
ВКонтакте у меня четко сказано, кто я и что. В частности, что не занимаюсь коммерческой фотографией.

Ни работы своей, ни должности не стесняюсь. С удовольствием консультирую, когда это требуется, реагирую на комментарии по теме страхования. Но активно, вы правы, не позиционирую себя. И вот ведь какая штука — фотография не только не мешает моей основной деятельности, а даже помогает знакомиться с новыми людьми, общаться, случалось, они становились и клиентами нашей компании. Все идет совершенно естественным образом, пиар — не самоцель. Получается, что противоречия нет.

Фотоаппарат у вас всегда с собой?

Сейчас нет. Я вообще сознательно отказалась от всех отвлекающих факторов в рабочее время — у меня не подключен Интернет в телефоне, нет никаких соцсетей на служебном компьютере. Все потусторонние коммуникации только в свободное время.

Складывается впечатление, что с ним у вас не очень-то хорошо. Вы активно участвуете в мероприятиях, поддерживаете самые разные инициативы.

Да, жизнь кипит вокруг, много всего происходит. В результате (еще хочется почитать, позаниматься фотографией!), спать ложусь в 2-3 часа ночи. Семья смеется, как утром я, словно солдат, собираюсь буквально за 10 минут: умываюсь, чищу зубы и приоткрыв глаза посылаю СМС-ку такси.

Просто есть моменты, когда не могу отказать своим друзьям, но, тем не менее, несмотря на такую активность, должна признаться, что я — интроверт...

Разве вы — непубличный человек?

По характеру — нет, несмотря на то, что три года вела на Регион-Тюмени программу «Ваше здоровье».

Ничего себе! Не пора ли узнать — «кто же вы, мистер Икс?»

По первому образованию врач-эндокринолог. А так, да, каких только дипломов и сертификатов у меня нет — гомеопатия, терапия, организатор здравоохранения, управление, страховое дело. Был период, когда возглавляла Центр медицинской профилактики, открывала «кабинеты здоровья».

Что касается телевидения, то здесь просто звезды сошлись. Как-то раз увидела по телевизору сюжет на медицинскую тему и начала пенять своему однокашнику Антону Яшкову, что негоже столь скучно рассказывать про такую животрепещущую проблему. Слово за слово, буква за буквой — родилась сначала концепция программы, а потом и сама передача.

А почему ушли из практической медицины?

Работала не совсем по профилю в больнице Водников, ставки не было, скучно, неперспективно. Поняла, что деградирую. Кроме того, нагляделась на больных и захотела всколыхнуть людей, чтобы они не доводили себя до болезней. Через некоторое время перешла из профилактики и вовсе на другую сторону баррикад — в страхование. Понимаете, когда все услуги «зашиты» в койко-день, велик соблазн подержать пациента в стационаре подольше, но с меньшими для учреждения затратами. А так быть не должно.

Вам интересно заниматься страхованием?

Конечно, очень. И фотографией тоже.

А на критику обижаетесь? Во всяком случае, в фотографии?

Нет... Но очень расстраиваюсь от своего несовершенства. Иногда даже с пропажей вдохновения на несколько дней. Мне очень сложно выходить из этого состояния. Хочется все бросить. Но вдруг опять просят друзья. Как им откажешь? И снова берешь в руки фотоаппарат...

Текст: Людмила Караваева. Фото: личный архив А.Кутергиной
Интересное в рубрике:
История создания компании датируется 2011 годом, но де-факто она начала формироваться еще в 90-е годы. Это было уди...
Три года назад Анастасия Баннова придумала проект «ЗаТюмень». На одноименном сайте она начала публиковать информацию...
Изучает подземные льды под микроскопом, занимается полевыми исследованиями мерзлоты, катается на горных лыжах и не ...
Поисковик с более чем 20-летним стажем, один из основателей поискового движения в Тюменской области, он считае...
Она не из тех, кто что-то делает в полсилы: в училище искусств училась на фортепианном и теоретическ...

Ее работа похожа на работу часовщика, который отлаживает тонкий механизм целого театрального коллектива. С одной стороны,...

Она мечтала стать переводчиком с немецкого и всю жизнь прожить в родном Таджикистане. Стала судьей. Живет в Сибири...